Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2015

Кроме Inmarsat все другие публич- ные игроки прошли стадии бан- кротства, их операционные рас- ходы и сегодня близки к доходам или превосходят доходы. В связи с насыщением коммерче- ского рынка ПСС в L-диапазоне In- marsat несколько лет назад объявил о смене своего стратегического курса развития. А именно – компа- ния создает сеть в Ka-диапазоне на основе HTS для обслуживания по- движных средств. Новая сеть Global Xpress должна работать со- вместно с предоставлением услуг в традиционном L-диапазоне. Компания Iridium с целью повы- сить экономическую привлекатель- ность системы проектирует вторую генерацию спутников с использова- нием дополнительной полезной на- грузки для решения задач ДЗЗ. Основные игроки на этом рынке, несмотря на господдержку, ищут варианты повышения их коммерче- ской устойчивости. Анализ истории развития систем ПСС показывает, что создание таких систем в России, замкнутых исключительно на российский рынок, коммерчески нецелесооб- разно, а с позиции развития спут- никовых технологий на перспек- тиву – малоэффективно, поскольку мировая спутниковая индустрия прошла этот виток развития в ХХ в. В качестве заключения Новые системы спутниковой связи и вещания, реализуемые на основе спутников HTS [6], являются ха- рактерным трендом развития миро- вой спутниковой индустрии в бли- жайшие годы. Для России такие системы целесообразны, поскольку могут экономически эффективно и быстро решить задачи обеспечения “цифрового равенства" в регионах с низкой плотностью населения [4, 5]. Ссылка на экономическую не- эффективность таких систем некор- ректна (рис. 6), что показано в [2– 5]. В то же время очевидно, что ос- новным источником развития ком- мерческой составляющей рынка останется сегмент непосредствен- ного спутникового вещания. Оценки целесообразности созда- ния той или иной спутниковой си- стемы и оценки ее экономической эффективности должны опираться или, как минимум, учитывать ми- ровой опыт. В том числе следует учитывать не только прямую ком- мерческую выгоду при создании любой спутниковой системы (ко- торая должна быть, в противном случае эта система не может рас- сматриваться как коммерческая) и оценке сроков ее окупаемости [5], но и мультипликативный эффект в экономике страны (рис. 8). Если ориентироваться на данные США, то $1 инвестиций дает мультипликативный эффект в экономике страны примерно $6 (данные Federal Aviation Adminis- tration). Общие аналитические исследова- ния в области развития спутнико- вой индустрии (объем материала более 500 стр.), выполненные нами в 2014 г., содержат подробные све- дения о всех ее сегментах, которые, естественно, не могут быть пред- ставлены в рамках и форме статьи, поэтому здесь мы ограничились не- сколькими характерными тенден- циями на рынке спутниковой связи и вещания. Л итература 1. Крылов А.М. Системы спутни- ковой связи Ка-диапазона: состоя- ние и перспективы развития // Ка- талог “Технологии и средства связи-2011". – 2010. – С. 48–50. 2. Анпилогов В.Р., Афонин А.А. Методика вероятностной оценки пропускной способности много- лучевой спутниковой сети массо- вого обслуживания // Электро- связь. – 2011. – № 7. – С. 45–47. 3. Connecting America: The National Broadband Plan [online]. Доступ через http://www.broadband.gov/down- load-plan/. 4. Анпилогов В.Р. Спутниковый ШПД и цифровое равенство // Технологии и средства связи. – 2013. – № 1. – С. 58–52. 5. Афонин А.А. Эффективность спутниковых систем массового об- служивания Ка-диапазона // Тех- нологии и средства связи. – 2010. – № 6-2 / специальный выпуск “Спутниковая связь и вещание- 2011". – С. 86–90. 6. Анпилогов В.Р. Системы на ос- нове геостационарных спутников связи и вещания Ка-диапазона // Технологии и средства связи. – 2012. – № 6-2 / специальный вы- пуск “Спутниковая связь и веща- ние-2013". – С. 16–26. l 40 М ультипликативный эффект инвестиций в спутниковую индустрию (по данным организации FAA США) Рис. 8 Спутник Цена спутника Себестоимость Себестоимость на орбите, млн $ одного МГц, 1/0,3 Мбит/c, приведенная приведенная к месяцу, $ к месяцу, $ (скорость CIR) Тяжелый типа "Экспресс АМ" 250 555 Тяжелый типа "Ямал 402" 280 655 В среднем 380 Тяжелый типа "Интелсат-9" 221 435 HTS второго поколения типа Viasat-1, Ka-Sat… 430 <61 В среднем 34 С равнительная эффективность традиционных спутников и спутников HTS Таблица 1

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw