Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2015

52 приходится снижать усиление ЛБВ на 4–6 дБ относительно ее макси- мальной выходной мощности в ре- жиме насыщения. Заметное улуч- шение характеристик достигается введением в канальный усилитель амплитудной и фазовой нелинейно- сти, обратной нелинейности ЛБВ (так называемый “линеаризатор"). В этом случае для достижения при- емлемой линейности достаточно снижения относительно мощности насыщения на 2–3 дБ. Современной тенденцией в разви- тии УЛБВ является увеличение мощности насыщения бортовых ЛБВ в высоких диапазонах частот (до 220 Вт в K-диапазоне). Также перспективным направлением яв- ляется включение в ВИП функций командно-управляемых настроек выходной мощности и рабочей ча- стоты ЛБВ. Возможность изменять выходную мощность ЛБВ без су- щественного снижения ее КПД (от- носительно КПД в режиме насыще- ния) дает оператору спутника воз- можность более эффективно ис- пользовать энергетические ресурсы платформы. ТТУ обеспечивают существенный выигрыш по массе и габаритам по сравнению с УЛБВ. Тем не менее, до настоящего времени ТТУ, по- строенные на базе GaAs-транзисто- ров, не нашли широкого примене- ния в качестве передатчиков теле- коммуникационных ПН из-за сравнительно небольших выходных мощностей и низкого КПД. Так, в диапазоне 4 ГГц типовое значение мощности составляет 40 Вт при КПД в режиме насыщения 30–40%. В последнее время активно разви- вается новое поколение ТТУ на ос- нове нитрид-галлиевых (GaN) транзисторов [8]. Применение GaN позволяет существенно улучшить характеристики ТТУ. Пока достиг- нуты значительные успехи в созда- нии таких усилителей в S- и C-диа- пазонах. Мощность ТТУ в С-диа- пазоне увеличилась до 100 Вт с КПД до 50%. В настоящее время идет внедрение таких ТТУ в лет- ные изделия. В планы производи- телей ТТУ входит проектирование и квалификация ТТУ в Ku-диапа- зоне (c мощностями 50 Вт к 2017 г. и 100 Вт к 2018 г.) и K-диапазоне (20 Вт к 2019 г.). Результаты со- вершенствования бортовых ТТУ на основе GaN делают применение ТТУ в составе транспондеров связ- ных ПН более оправданным. Б локи цифровой обработки сигналов Как уже отмечалось, обработка сигналов на борту может иметь различные схемотехнические реше- ния. Однако до настоящего вре- мени нет уверенности, что такие решения могут быть применены при создании ПН коммерческих спутников ФСС и РСС в ближай- шем будущем. Известные примеры применения ПН с обработкой (спутник ФСС Space 3, спутник РСС HotBird и ряд других) пока- зывают, что коммерческий успех систем, реализованных на основе таких спутников, либо был неудов- летворительным, либо его не уда- лось достигнуть. Но это не озна- чает, что исследовательские работы П риемные устройства С- (слева) и Ku- (справа) диапазонов Рис. 6 Для спутниковых сетей ФСС/РСС ключевыми параметрами являются: l конфигурация зоны обслуживания; l планируемая сетевая архитектура; l используемые диапазоны радиочастот; l пропускная способность каналов (бит/с).

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw