Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2015
Валентин Анпилогов, заместитель генерального директора ЗАО “ВИСАТ-ТЕЛ", к.т.н. Valentin Anpilogov, Deputy General Director JVS VSAT-TEL, Dr. Sc. Александр Эйдус, генеральный директор ЗАО “ВИСАТ-ТЕЛ", к.т.н. Alexandr Eydus, General Director JVS VSAT-TEL, Dr. Sc. П онятие “космиче- ские информацион- ные технологии” охватывает практически все приклад- ные виды космической деятельности в интересах государственных и ком- мерческих структур, т.е. виды деятель- ности, которые непосредственно взаи- мосвязаны с модернизацией и разви- тием экономического (и не только) по- тенциала России. В первую очередь это спутниковые системы связи и вещания в широком смысле, все типы систем дистанционного зондирования Земли, спутниковые навигационные системы и сопряженная с этими задачами раз- работка ракет космического назначе- ния, развитие и/или создание про- изводств космической техники. Пожалуй, проще указать, какие на- правления не следует сюда отно- сить. Во-первых – это пилотируе- мая космонавтика, во-вторых – ис- следования дальнего космоса. Эти направления имеют особую специ- фику, хотя и частично взаимосвя- заны с космическими информацион- ными технологиями (в том понима- нии, как это обозначено выше). О государственных программах В России существуют государствен- ные программы (начиная с Феде- ральной космической программы ФКП), которые призваны обеспе- чить развитие космической инду- стрии и информационных техноло- гий в широком смысле. Отдельные программы носят закрытый характер (например, ФКП), хотя и направ- лены на решение гражданских задач. Открыты лишь общие принципы формирования программ, охватываю- щие все [1, 2] и ничего конкретно. Анализируя открытые материалы, иногда непонятно, зачем нужны те или иные проекты и/или на каком основании они включены для финан- сирования из гражданского бюджета государства. В то же время госу- дарство уделяет сегодня много внима- ния поиску новых форм управления космической отраслью России. Из анализа публикаций, посвященных космической отрасли, особенно на фоне неудач с запусками российских спутников, следует, что у руководи- телей государства есть большое жела- ние восстановить научно-технический потенциал России в области космиче- ской индустрии и есть осознание не- обходимости принятия решений для практической реализации этой за- дачи. Однако между принятием ре- шения и его практической реализа- цией и тем более – положительным результатом – лежат проблемы, ко- торые, что естественно, хочется пре- одолеть быстро и с минимальными затратами. В результате в Роскосмосе (а теперь и в ОРКК) идет поиск ком- промиссных решений, которые, в конечном итоге, зачастую сводят к минимуму реальное продвижение к поставленной цели. Дело в том, что компромиссные решения, которые генерируют структуры космической от- расли, зачастую базируются на прин- ципе – что можем, то и будем делать. Этот принцип характерен для Феде- ральной космической программы. П оказательные проекты В качестве проектов ФКП, подтвер- ждающих принцип “что можем, то и будем делать”, можно отметить соз- дание группировки спутников релей- ного типа серии “Луч" (истоки про- граммы – в конце 80-х годов); под- держание многие годы морально устаревших принципов развития си- стемы “Гонец" (истоки программы в 80-х годах); превращение проекта экспериментального спутника “Ени- сей" из системы для отработки новых технологий в области космических 54 ТЕНДЕНЦИИ О формировании программ в области космических информационных технологий O n the formation of programs in the field of space information technology Анализируется принятие решения при формировании российских программ развития космических информационных технологий. Для повышения качества программ предлагается предварительно проводить их независимый вневедомственный анализ на соответствие задач требованиям рынка с учетом перспектив развития технологий. We analyze the decision making in the formation of Russian space programs development of information technology. To improve the quality of programs offered to conduct their pre- independent non-departmental analysis for compliance with the requirements of the market problems from the perspecti- ves of technology development. УДК 338.45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw