Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2015

H.265/HEVC. В настоящее время вещание в формате Ultra HD обес- печивают спутниковые операторы Intelsat, SES, Eutelsat, Sky Perfect JSAT и ФГУП “Космическая связь". Ведущие консалтинговые компании считают, что в ближайшие годы стандарт Ultra HD-вещания будет быстро внедряться. У этого вида ве- щания перспектива на рынке суще- ственно выше, чем у экзотического объемного вещания типа 3D. Очень показательно развитие видов вещания в России. На рис. 2 представлены данные об измене- нии числа российских домовладе- ний, осуществляющих прием теле- визионных сигналов тем или спосо- бом в 2008–2013 гг. (в начальный период отключения аналогового ве- щания). Из приведенных данных следует, что в России в начале 2014 г. наземным эфирным веща- нием пользовались только 14,4 млн домохозяйств, кабельные опера- торы обслуживали 17,3 млн домо- хозяйств, операторы систем СНВ – 16,98 млн домохозяйств и на долю IPTV приходилось 3,4 млн домохо- зяйств [3, 4]. Аналитики прогнози- руют и дальнейший рост популяр- ности платного вещания. Напри- мер, уже в июне 2014 г. коммерче- ское телевидение присутствовало в 37,1 млн домовладений. В то же время в России прослежи- вается устойчивая тенденция уменьшения числа домохозяйств, осуществляющих прием телекана- лов наземного эфирного вещания. За анализируемый период назем- ное эфирное вещание потеряло 16,8 млн домохозяйств. За это же время кабельные операторы стали обслуживать на 4,4 млн домовладе- ний больше. В свою очередь, опе- раторы спутникового непосред- ственного вещания за три года на- растили абонентскую базу более чем на 13,3 млн домовладений, или в 4,7 раза. Абонентская база IPTV- вещания в России выросла за этот период времени на 3,1 млн домохо- зяйств. Опыт внедрения наземного цифро- вого вещания в регионах страны убедительно свидетельствует о том, что население не стремится поку- пать цифровые приставки для про- смотра 8–10 эфирных каналов. Оно давно уже выбрало установку спут- никовой тарелки или подключение к кабельной сети. Отмечу, что эфирным вещанием так и не уда- лось покрыть 100% территории ни одного из субъектов федерации, за исключением Москвы и Санкт-Пе- тербурга. Например, в сообщении от 13 августа 2014 г. говорится о том, что при официальном запуске трансляции пакета цифровых кана- лов первого мультиплекса в Респуб- лике Коми цифровая телевизионная картинка стала доступна более 90% населения региона. Аналогичные со- общения можно привести и по дру- гим регионам (охват от 75 до 95,5% населения). О том, что население этих регионов уже более 10 лет по- лучает цифровое спутниковое теле- видение (не менее 120–200 ТВ и звуковых программ), ни местные, ни федеральные органы исполни- тельной власти (ФОИВ) по извест- ным причинам не упоминают. Ана- литики рынка считают, что на долю эфирного цифрового вещания в итоге придется менее 10% сель- ских домохозяйств и еще меньше домовладений в городах. Во всем мире и даже в России DTH развивается усиленными тем- пами вопреки отсутствию какого- либо внимания, кроме каратель- ного, со стороны государства. В тексте Федеральной целевой программы (ФЦП) “Развитие теле- радиовещания в Российской Феде- рации на 2009–2015 гг.", утвер- жденной Постановлением Прави- тельства РФ от 3 декабря 2009 г. № 985, о спутниковом непосред- ственном вещании не написано ни слова. Соответственно, выделение каких-либо бюджетных или иных средств на этот вид вещания не предусмотрено. Основные консалтинговые компа- нии полагали, что к 2015 г. цифро- вым эфирным приемом будет охвачено 10–15% домовладений России, доля СНВ поднимется до 30–32% и продолжит расти. Они немного ошиблись, уже в 2013 г. СНВ превысило этот рубеж. Од- нако бюджетные средства на раз- витие эфирного телевидения (9–24 программы) российские регуля- торы не жалеют и готовы потра- тить в рамках указанной выше ФЦП только из бюджета более 76,36 млрд рублей за пять лет. Развитие в стране других видов те- левизионного вещания в ФЦП не предусмотрено, то есть их как бы и нет. Но они не только есть, но и развиваются более быстрыми темпами и стремительно отнимают у цифрового эфирного вещания зрительскую аудиторию. Каждый зритель понимает, что 100 и более телевизионных кабельных или спутниковых программ за меньшие деньги лучше, чем 8 эфирных. Способ внедрения эфирного циф- рового телевидения в России представляется самым неудачным из всех возможных способов реа- лизации права каждого гражда- нина страны на информацию. Но РТРС и федеральные органы ис- полнительной власти (ФОИВ) продолжают неистово тратить ре- сурсы на ретрансляцию мульти- плексов. Ибо понимают, построят они или не построят тысячи (де- сятки тысяч) ретрансляторов, зрительская аудитория этого не заметит. Но кто вам сказал, что РТРС что-то создает для зри- теля? А вот “делать отсутствие дела", да еще и за большие деньги, весьма приятно. Кстати, в качестве основного транспорта мультиплексов выступают спут- ники. Всем специалистам отрасли понятно, что после внедрения HD и Ultra HD мультиплексы выродятся в один–два канала из- за банальной нехватки частотного ресурса. Но в коридорах ФОИВ и в руководстве крупных пред- приятий специалисты уже давно перевелись. Таким образом, в последние годы и в обозримом будущем в России спутниковое непосредственное ве- щание останется главным факто- ром роста вещательного рынка. Р азвитие систем спутникового широкополосного доступа На рубеже ХХ–ХХI вв. все без исключения крупнейшие аналити- ческие компании мира прогнози- ровали в сегменте спутниковых систем широкополосного доступа (ШПД) в Интернете общемировой оборот рынка в 2010 г. в размере $35 млрд. Аналитики этих компа- ний считали, что в 2010 г. в США будет не менее 3 млн индивиду- альных и корпоративных абонен- тов в сетях ШПД, а в Европе в сетях спутникового ШПД в 2014 г. будет 1,3–2 млн корпора- тивных и 3,3–5 млн индивидуаль- ных пользователей. Поэтому по- вальное (“моровое") увлечение спутниковым ШПД в Ka-диапа- зоне стало одной из мировых тен- денций развития отрасли спутни- ковой связи. В России особо впе- 70

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw