Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2016
В начале 2014 г. в России из общего числа 52 млн домохозяйств (данные Росстат, 2015 г.) наземным эфир- ным вещанием пользовались только 14,2 млн домохозяйств (27,3%), ка- бельные операторы обслуживали 18,3 млн домохозяйств (35,2%), опе- раторы систем платного СНТВ об- служивали 14,8 млн домохозяйств (32,7%), и на долю IPTV приходи- лось 4,7 млн домохозяйств (9,0%). Таким образом, в России прослежи- вается устойчивая тенденция умень- шения числа домохозяйств, осу- ществляющих прием телеканалов с помощью эфирного вещания. За ана- лизируемый период эфирное веща- ние потеряло 17,0 млн домохозяйств, а кабельные операторы стали обслу- живать на 6,4 млн домовладений больше. В свою очередь, количество абонентов IPTV за анализируемый период увеличилось в 15,7 раза, а спутникового непосредственного вещания – в 4,1 раза (ComNews Research и iKS-Consulting) [5]. Это означает, что в России IPTV и СНТВ являются главными факто- рами роста вещательного рынка в последние годы. Объем рынка плат- ного телевидения в 2014 г. составил более 59 млрд руб. и вырос относи- тельно 2014 г. на 6,1% до 37,8 млн домохозяйств, а проникновение платного ТВ составило 68%. По оценкам ведущих российских ана- литиков (J'son & Partners Consult- ing и iKS-Consulting), рост абонент- ской базы платного телевидения в России продолжится. К 2018 г. число абонентов платного ТВ в Рос- сии превысит 45 млн домохозяйств. На российском рынке платного спут- никового вещания в 2014 г. продол- жала лидировать компания “Триколор ТВ" с абонентской базой в 10,9 млн домохозяйств. Второе место удержала компания “Орион Экспресс" с числом подписчиков чуть менее 2,6 млн. Несмотря на то, что по итогам 2014 г. 10 бесплатных эфирных телеканалов первого мультиплекса стали до- ступны 89% населения, продолжа- ется активный переток абонентов из наземного эфирного вещания в сег- менты платного спутникового, ка- бельного и IPTV. У населения нет никакого желания отказываться от 100 и более (спутниковых, кабель- ных и IPTV) каналов в пользу условно “бесплатных" 10 (с 2019 г. – 20) эфирных каналов. Третьего мультиплекса, согласно разрабаты- ваемой “Стратегии развития телера- диовещания в России до 2025 г.", не будет по экономическим и иным при- чинам. Опыт внедрения наземного цифрового вещания в регионах страны убедительно свидетельствует о том, что население не стремится по- купать цифровые приставки для про- смотра 10 (20) эфирных ТВ-каналов, предпочитая спутникового или ка- бельного оператора. В ближайшие годы “бесплатное" наземное эфирное вещание будет продолжать терять абонентов и по иным причинам. l Во-первых, в мире очень быст- рыми темпами развивается веща- ние формата HD и Ultra HD. В 2015 г. доля передаваемых через спутники каналов высокой четкости достигла величины 19,4%. Это означает, что в настоя- щее время каждый пятый канал, передаваемый через спутник, яв- ляется каналом высокой четкости. Абонентская база телевидения высо- кой четкости у российского оператора платного спутникового телевидения “Триколор ТВ" в 2015 г. выросла на 1,45 млн и в октябре достигла 6,0 млн домохозяйств при общем числе поль- зователей 11,6 млн. Это позволило “Триколор ТВ" занять первое место в Европе и войти в тройку крупней- ших спутниковых провайдеров в мире по количеству HDTV-абонен- тов. В России “Триколор ТВ" стал абсолютным лидером телевидения высокой четкости и занимает более 45% российского рынка HD TV. К 2017 г. “Триколор ТВ" планирует перевести все вещание в формат HD. Как уже отмечалось, в текущий мо- мент времени внедряется телеви- зионное вещание стандарта Ultra HD, которое в России продемон- стрировали Eutelsat и “Триколор ТВ" совместно с ФГУП “Космиче- ская связь". С позиций организации телевизион- ного вещания использование в эфире стандарта Ultra HD требует для пере- дачи одного канала скоростей не менее 20–40 Мбит/с. Это означает, что вся полоса частот, используемая для передачи одного мультиплекса эфирного цифрового наземного теле- видения, будет занята трансляцией од- ного Ultra HD-канала. По сути, теле- визионщики вернулись к периоду ана- логового телевидения: одна частота – один канал, но не восемь или девять, как ныне в одном мультиплексе. Развитие HD и Ultra HD в России говорит о том, что при сохранении в одной орбитальной позиции (36 град. в.д. или 56 град. в.д.) двух платформ элементарно не будет хватать спутниковой емкости для их существования. Поэтому по мере внедрения и развития HD и Ultra HD в одной орбитальной по- зиции останется только одна плат- форма (провайдер) спутникового непосредственного вещания. l Во-вторых, нарастает отставание технологии наземного ТВ от техно- логий спутникового, кабельного и IP-вещания из-за быстрого мораль- ного устаревания эфирных стан- дартов вещания. Развитие инфра- структуры государственного эфир- ного вещания однозначно приводит к возрастанию аудитории платного телевидения. Новое поколение те- лезрителей не довольствуется пас- сивным созерцанием государствен- ных программ, а требует от телеви- дения интерактивности. Запросы этой аудитории наземное цифровое телевидение удовлетворить не может по объективным причинам, и телезрители выбирают иные спо- собы приема телепрограмм (спут- ник, кабель, IPTV). l В-третьих, частотный диапазон, в котором строятся наземные сети цифрового эфирного вещания, может быть существенно сокра- щен. МСЭ на текущей конферен- ции WRC-15 (World Radiocommu- nication Conference 2015) плани- рует обсуждать вопрос об исклю- 48 В России IPTV и СНТВ являются главными факторами роста вещательного рынка в последние годы. Объем рынка платного телевидения в 2014 г. составил более 59 млрд руб. и вырос относительно 2014 г. на 6,1% до 37,8 млн домохозяйств, а проникновение платного ТВ составило 68%. По оценкам ведущих российских аналитиков (J'son & Partners Consulting и iKS-Consulting), рост абонентской базы платного телевидения в России продолжится. К 2018 г. число абонентов платного ТВ в России превысит 45 млн домохозяйств. На российском рынке платного спутникового вещания в 2014 г. продолжала лидировать компания "Триколор ТВ" с абонентской базой в 10,9 млн домохозяйств. Второе место удержала компания “Орион Экспресс" с числом подписчиков чуть менее 2,6 млн
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw