Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2016
84 зированной платформы. Система уг- ловой ориентации обеспечивает по- строение на борту орбитальной си- стемы координат. Перед выходом КА на рабочий (в данном случае – апо- гейный) участок осуществляется про- граммный разворот КА по каналу рыскания на угол, при котором после- дующий разворот панелей СБ обеспе- чит наведение их на Солнце [54]. Очевидно, что для разных орбиталь- ных плоскостей значение угла про- граммного разворота будет разным. В процессе движения КА по апогей- ному участку угол между вектором скорости КА и местным меридианом будет непрерывно меняться. Так как система угловой ориентации обеспечивает фиксированное поло- жение КА в орбитальной системе координат (т.е. относительно век- тора скорости), то с точки зрения наземного наблюдателя спутник будет совершать медленное враща- тельное движение относительно его местной вертикали. Возникающий эффект углового дрейфа может со- ставить от 90 до 120 град. Данный эффект необходимо учиты- вать при планировании работы по- лезной нагрузки, особенно при фор- мировании непрерывной рабочей зоны с использованием бортовой многолучевой антенны. Абонентские станции будут гарантированно пере- ходить из луча в луч. Для системы мобильной связи данное обстоятель- ство не играет существенной роли. Однако для системы фиксированной связи в Ku-диапазоне (например, проект “Экспресс-РВ") данный эф- фект крайне нежелателен, так как подобные системы не предусматри- вают в своих протоколах передачу абонентов из луча в луч. Техническое решение данной про- блемы может быть достигнуто за счет: 1. Применения на рабочем участке орбиты более сложного углового ма- невра, аналогичного маневру, кото- рый осуществляют спутники ДЗЗ для исключения “смазывания" по- лучаемых изображений. Такой спо- соб управления ориентацией КА на рабочем участке описан в [51] для орбиты “Молния". 2. Использования бортовой антенны с управляемой ориентацией диа- граммы направленности. В [60] опи- сано техническое решение Thales Alenia Space, компенсирующее на ра- бочем участке орбиты разворот зоны обслуживания и изменение ее геомет- рического размера за счет примене- ния двухрефлекторной антенны. Сканирование осуществляется за счет вращения контррефлектора. Данное техническое решение было предложено с учетом опыта создания КА системы CD Radio, использую- щей орбиту Tundra. 3. Использования бортовой много- лучевой антенны с переключением лучей, компенсирующим смещение зон на поверхности Земли [53]. Так как перигей орбиты “Молния" расположен на высотах около 1000 км, то для разгрузки гироскопических исполнительных устройств (напри- мер, гиродинов) целесообразно ис- пользовать электромагнитные испол- нительные органы, взаимодействую- щие с магнитным полем Земли. Перед выходом КА на рабочий уча- сток СУД обеспечивает упреждаю- щий угловой маневр для приведения ориентации КА в рабочее положение к моменту начала рабочего сеанса. Существенным недостатком орбит типа “Молния" является неизбеж- ное пересечение всех радиационных поясов Земли четыре раза в сутки. О рбита типа Tundra Наряду с орбитой “Молния" ши- роко известна геосинхронная высо- коэллиптическая орбита Tundra. Она применяется в системе Sirius, созданной компанией CD Radio [59], которая является держателем ряда патентов в области спутнико- вого радиовещания. КА ОГ выводи- лись с помощью российской РН “Протон". Орбита Tundra имеет на- клонение 63,4 град. и период 24 часа (см. рис. 20a). Высота движе- ния КА на такой орбите больше, Рис. 20 а) Трассы КА Sirius б) Трассы КА QZS-1 П ространственная структура ОГ "Кентавр" из 3 КА Рис. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw