Специальный выпуск. Каталог «Спутниковая связь и вещание 2017»

ковая система передачи данных “Гонец”. Сегодня особый интерес представляют новые сверхинформа- тивные глобальные системы LEO- HTS, поскольку их эффективность оценивается как более высокая даже по сравнению с системами HTS на ГСО [2]. При этом системы LEO- HTS (в отличие от систем HTS) обеспечивают глобальность обслу- живания, а задержка при распро- странении сигнала в 30 раз меньше, чем при использовании спутника на ГСО. Однако переход к практиче- ской реализации систем LEO-HTS требует предварительного анализа целого ряда проблем. Напомним, что еще в середине 1990-х гг. были предприняты попытки создания по- добных систем [3, 4]. Наиболее из- вестна система Teledesic [5]. Все проекты середины 1990-х гг. [4], подобные современным проектам LEO- HTS, не увенчались успехом. В каче- стве одной из причин инвесторы совре- менных систем LEO-HTS отмечают вы- сокую стоимость создания предыдущих систем (например, стоимость системы Teledesic примерно $9 млрд при экви- валентной стоимости одного спутника примерно $10 млн, по исходному про- екту $7–8 млн [5]) и абонентского сег- мента (https://www.linkedin.com/ pulse/can-spacex-succeed-leo-constella- tion-phil-thomas). Предполагалось, что стоимость самого простого абонентского терминала Teledesic б у д е т с о с т а в л я т ь $ 1 т ы с . (http:// www.slideshare.net/abinas1/ teledesic-14096612). В процессе проектирования этих си- стем были начаты работы по реше- нию проблем ЭМС, но с закрытием проектов эти работы были прекра- щены. Хотя в регламенте радио- связи появились нормы на допусти- мые уровни плотности потока помех (статья 22 РР). Ц еновые проблемы В 2015 г. инвесторы новых систем LEO-HTS заявили, что стоимость производства спутников LEO-HTS сегодня можно снизить в 20 раз (т.е. стоимость отдельного спутника $500 тыс. и ниже), а стоимость або- нентского терминала планируется в пределах $100–300 для системы SpaceX и $250 для системы OneWeb [6]. Столь рекордное снижение стоимости спутников планируется за счет серий- ности их производства. Так, компания OneWeb в апреле 2015 г. объявила о планах создания своего завода для се- рийного производства спутников (http://oneweb.world/press-re- leases/2016/oneweb-satellites-unveils- the-worlds-largest-high-volume-satel- lite-manufacturing-facility). Надежды на снижение стоимости абонентских терминалов тоже свя- заны с серийностью производства фазированных антенных решеток для абонентских терминалов. При- чем снижение стоимости абонент- ского терминала до $100–300 по за- явлениям инвесторов является одним из наиболее существенных факторов для коммерческого успеха проектов LEO-HTS. В [7] представлен анализ парамет- ров систем OneWeb и SpaceX с целью оценки реализуемости фази- рованных антенных решеток або- нентских терминалов. Результаты этого анализа показывают, что для системы OneWeb себестоимость ан- тенной системы абонентского терми- нала составит $7700 тыс. (ФАР пе- редающая 18х18см, АФАР при- емная 36х36 см), а для системы SpaceX примерно $750 (ФАР пере- дающая 13х13 см, АФАР приемная 22х22 см). Эти данные показывают, что заявленная стоимость абонент- ского терминала $100–300 недости- жима в обозримой перспективе. Такой вывод косвенно подтверждают и сообщения компаний Kymeta, Pha- sor и C-Com Satellite Systems Inc., которые стремятся создать фазиро- ванные антенные решетки для або- нентских терминалов систем GEO и LEO-HTS в Ku и Ka-диапазонах. 31 2017 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ И ллюстрация решения проблемы ЭМС OneWeb и систем связи и вещания на ГСО Рис. 1

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw