Специальный выпуск. Каталог «Спутниковая связь и вещание 2017»
С начала о хорошем Отрасль спутниковой связи и веща- ния является одним из важнейших элементов мирового рынка телеком- муникаций. На протяжении длитель- ного времени эта отрасль оставалась коммерчески выгодным видом кос- мической деятельности, привлекала капитал и динамично развивалась. Об этом убедительно свидетель- ствуют оценки объема и структуры рынка, полученные разными иссле- довательскими компаниями [1, 2], в том числе Satellite Industry Associa- tion (SIA). Данные ежегодных отче- тов компании SIA за XXI век приве- дены в таблице 1 [3]. Из приведен- ных в таблице 1 данных следует, что совокупные доходы спутниковой от- расли за 15 лет выросли более чем в три раза. В то же время доходы от услуг спутниковой связи и вещания увеличились почти в четыре раза. Поэтому многие страны мира устре- мились к тому, чтобы иметь на гео- стационарной орбите (ГСО) собст- венные спутники. Если в начале 2000-х гг. не более 15 стран имели собственные спутники, то в 2016 г. уже 46 стран мира обладали более чем 350 космическими аппаратами (КА) на ГСО [3, 4]. В том числе три оператора SES, Intelsat и Eutelsat в конце 2015 г. владели в совокупно- сти 133 спутниками на ГСО. Р еалии Наличие большого числа игроков на ограниченной площадке естествен- ным образом привело к тому, что эпоха высокой доходности спутни- ковой отрасли закончилась. Инве- стиционные фонды, частные инве- сторы и банки начали искать другие варианты вложения средств и, начи- ная с 2015 г., стали выводить сред- ства из отрасли спутниковой связи по причинам: l избыточности предложения емко- сти на рынке спутниковой связи и снижения стоимости акций опера- торов; l продолжающегося экономиче- ского кризиса в отдельных стра- нах Азии, Америки, Африки и Восточной Европы, приведшего к падению курса национальных валют; l замедления спроса на спутнико- вую связь на развивающихся рын- ках Азии, Южной Америки, Аф- рики и Восточной Европы; l появления у большого количества потребителей альтернативных (в основном наземных) способов по- лучения данных, телевизионных и звуковых сигналов; l обострения конкуренции и цено- вой войны между старыми и но- выми операторами во всех регио- нах мира, что негативно влияет на объемы выручки; l появления полностью электриче- ских спутников, что снижает из- держки операторов и, как след- ствие, ведет к снижению тарифов на емкость; l сокращения заказов со стороны государственных и военных структур, в первую очередь зака- зов военного ведомства США. Рынок отреагировал на эти при- чины естественным образом – паде- нием стоимости спутниковой емко- сти. Известно, что стоимость услуг спутниковой связи с 2010 г. падала со скоростью от 2 до 3% в год. Наи- более дорогая спутниковая емкость для Direct to Home (DTH) вещания снизилась в цене с $ (6000–10 000) до $ (4000–5000) за 1 МГц. Некоторые аналитики рынка спут- никовой отрасли считают, что с за- пуском новых высокоэффективных КА этот показатель упадет до $ (500–1000) в месяц. Нынешние проблемы рынка спутни- ковой индустрии можно хорошо проиллюстрировать на примере раз- вития бизнеса “большой тройки” спутниковых операторов Intelsat, SES и Eutelsat. В течение девяти месяцев 2016 г. акции каждого опе- ратора “большой тройки” упали в 50 ТЕНДЕНЦИИ А нализ рынка спутниковой индустрии Analysis of the satellite industry market В данной статье анализируется развитие мирового рынка спут- никовой индустрии на примере положения дел трех крупней- ших спутниковых операторов. Показано, что рынок спутниковой связи и вещания будет иметь длительные трудные времена. This article analyzes the development of the global satellite market by the example of the state of affairs at the three lar- gest satellite operators. It is shown that the market for satel- lite communications and broadcasting will have a long hard times. Ключевые слова: рынок спутниковой связи и вещания Keywords: market for satellite communications and broadcasting Александр Крылов, Эксперт Правительства Российской Федерации Alexander Krylov, Expert Government of Russian Federation УДК 621.396
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw