Специальный выпуск. Каталог «Спутниковая связь и вещание 2017»
1 декабря произошел аварийный за- пуск ТГК “Прогресс МС-04” № 433. На 383 секунде прием теле- метрической информации прекра- тился. Это происшествие стало на- стоящей неожиданностью для всего мира, учитывая, что выводила этот космический грузовик такая “рабо- чая лошадка” “Роскосмоса”, как РН “Союз-У”, надежность которой под- тверждалась от пуска к пуску по- следние 40 лет. Но даже если представить, что не было бы аварии с грузовиком, то статистика запусков за последние 5 лет, приведенная на официальном сайте ГК “Роскосмос”, демонстри- рует, что уменьшение количества за- пусков не улучшает их качество (см. таблицу). Ровно как и умень- шение бюджетного ассигнования. ФКП 2017 г. на 12 млрд руб. по сравнению с объемом 2016 г. не улучшит качество ракетно-космиче- ской промышленности. З арубежный рынок страхования космических рисков Что касается состояния международ- ного космического рынка, то по ито- гам первого полугодия 2016 г. рынок космического страхования остается прибыльным. Однако 2016 г. характе- ризуется умеренным объемом разме- щенных рисков и небольшим объе- мом подписанных премий в размере $259 млн по состоянию на октябрь 2016 г., что существенно меньше подписанных премий в 2015 г. ($688 млн). На это повлияло сокра- щение запусков “Протона”, а также взрыв на старте ракеты-носителя (РН) Falcon 9 компании SpaceX со спутником “Амос-6”, подготовка к запуску которого была застрахована на рынке морского страхования и по- влекла за собой перенос остальных запусков Falcon 9 на 2017 г., что по- влечет за собой недобор рынком страховых премий за 2016 г. на 20%. До декабря 2016 г. на рынке не про- изошло ни одного страхового случая, но потеря транспортного грузового корабля “Прогресс МС-04” 1 де- кабря 2016 г. существенно повлияла на безубыточность года. Это уже вто- рой неудачный запуск “Прогресса” за последние 2 года после аналогич- ного происшествия в апреле 2015 г., когда на нерасчетной орбите ока- зался грузовой корабль “Прогресс М-27М”. После этого “Роскосмос” осуществлял запуски “Прогрессов” в 2015 и 2016 гг. в том числе ракетой- носителем старой модификации “Союз-У”. В дальнейшем “Роскос- мос” планирует использовать для за- пусков ракету-носитель “Союз-2.1А”. Также стоит ожидать существенного повышения ставок по “Прогрессам”, учитывая 2 неудачных запуска 2 года подряд. Ставки премий по запуску + 1 год эксплуатации на орбите для запад- ной космической техники суще- ственно сокращаются. В течение по- следних 10 лет они уменьшились с 14% до 5,5% и сейчас находятся на исторически низком уровне. Основная доля запусков в 2016 г. приходится на РН Ariane-5 (по объему рисков в размере $3,3 млрд). Ставки на Ariane-5 остаются самыми конкурентными на рынке и находятся на уровне 2% за запуск, емкости рынка достаточно даже для двойных запусков с боль- шими страховыми суммами. На настоящий момент ставки на за- пуски “Протона” котируются при- близительно на уровне 10–13%, и страховщики более избирательны в предоставлении емкости по этим запускам. Например, 5 лет назад разница между ставками “Протона” и Ariane-5 составляла 1–2%. Сокра- щение запусков “Протонов” вынуж- дает западный рынок в большей сте- пени ориентироваться на Ariane- space и SpaceX. Популярностью у страховщиков также пользуются такие ракеты-носители, как Atlas V, H-IIA (H-IIB), Long March 3BE, “Днепр”, PSLV, “Рокот” и “Вега”. Ставки по страхованию на орбите находятся на уровне 0,5–0,7% для западных спутников с отсутствием аномалий и длительным периодом срока активного существования. Ос- новные производители платформ, находящихся в эксплуатации на ор- бите: Space Systems Loral, Boeing, Astrium, Thales Alenia Space. С трахование проектов по дистанционному зондированию Земли Учитывая ограниченное количество за- страхованных геостационарных спут- ников каждый год, страховщики рас- ширяют свои портфели с помощью спутников ДЗЗ (дистанционного зон- дирования Земли). За 2016 г. было за- пущено 20 геостационарных спутников и более 30 спутников ДЗЗ и научного назначения. В 2017 г. планируется за- пуск 46 геостационарных и 42 спутни- ков ДЗЗ и научного назначения. В среднем максимальная рабочая емкость по запускам в 2016 г. со- ставляет $685 млн и $520 млн по страхованию на орбите. Таким образом, видно, что основ- ной задачей стоящей перед россий- ской космической техникой яв- ляется повышением ее качества и надежности, что позволит сни- зить ставки ее страхования. 75 2017 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ Э волюция ставок премии Адреса и телефоны СПАО “ИНГОССТРАХ" см. стр. 104 “Информация о компаниях"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw