Специальный выпуск. Каталог «Спутниковая связь и вещание 2018»

Во-вторых, топология сети реализу- ется исключительно в виде “звезды”, что ограничивает приме- нение технологии HTS в случае, если сеть VSAT должна отвечать иерархии структуры корпорации (или банка) или условию работы “каждый с каждым”. Очевидно, что при использовании традиционного спутника таких про- блем нет. Арендовав необходимый частотный ресурс традиционного спутника, оператор может по- строить любую сеть VSAT, располо- жив центральную станцию там, где это ему выгодно. Соответственно, на основе традиционных спутников можно построить много “открытых” сетей VSAT, каждая из которых будет иметь свою уникальную тех- нологию и топологию. Совместить достоинства “закрытой” и “открытой” системы, но сохранив многолучевую технологию HTS, стремится компания Intelsat в своей сети Epic [12]. Достигается это за счет того, что на многолучевом спутнике устанавливается специ- альная управляемая с Земли мат- рица-маршрутизатор, которая соз- дает дискретные частотные каналы между лучами и имеет возможность коммутации полос частот этих кана- лов. Например, можно иметь цент- ральную станцию в Калининграде, а сеть станции VSAT расположить в Восточной Сибири. Потенциально существует и способ снизить “закрытость” системы HTS, если в прямом канале использовать два смежных потока в абонентском луче, то есть перевести бортовой ре- транслятор из режима насыщения в квазилинейный режим. Есте- ственно, будет снижение ЭИИМ примерно на 1 дБ, но за счет того, что деградация Eb/No , вызванная неравномерностью ГВЗ [13] (осо- бенно заметно при 16 APSK) будет меньше, можно ожидать, что ем- кость луча не изменится. Но самое проблемное в этом решении – орга- низационное согласование условий работы двух независимых операто- ров VSAT. А боненты на подвижных средствах и использование переносимых VSAT Системы HTS изначально имели це- левую функцию – предоставление ШПД физическим абонентам и малым компаниям. Но по мере раз- вития этой технологии стало оче- видно, что имеется возможность ис- пользовать переносимые, быстро разворачиваемые VSAT-станции для различных применений. Кроме того, большой коммерческий сег- мент VSAT связан с обслуживанием абонентов на подвижных средствах, в основном на море и в воздухе. Об- служивание абонентов на морских и речных судах осваивается доста- точно давно. Имеется много компа- ний, которые создали свои сети VSAT (согласовав использование различных традиционных спутни- ков и центральных станций), спо- собные предоставить услуги практи- чески на всей площади Мирового океана. Одной из проблем развития этого сегмента долгое время была стоимость спутникового ресурса, но с появлением спутников HTS, а тем более глобальных сетей HTS, эта проблема уже не столь ощутима (см. таблицу 2). Вторым по объему рынка является сегмент обслуживания воздушных судов. До недавнего времени этот сег- мент был связан с системами подвиж- ной спутниковой службы в L- и S- диапазонах. Но себестоимость канала [14, 15] столь высока (соответ- ственно, и стоимость услуги), а ско- рость каналов столь незначительна, что широким коммерческим успехом это решение не пользовалось. С по- явлением систем HTS ситуация прин- ципиально изменилась. Идет актив- ное создание бесшовных сетей ШПД для обслуживания абонентов на воз- душных судах, тем более что, по про- гнозам компании Airbus, в период 2019–2028 гг. будет вводиться в год 1248 новых воздушных судов (пасса- жирских, предназначенных для пере- возки более 100 человек, и грузо- вых). Но есть, конечно, и проблемы при создании VSAT для воздушного судна. В первую очередь это про- блема ЭМС [16–18], что суще- ственно увеличивает цену услуги по сравнению с аналогичной услугой в сети HTS в наземных условиях. Однако общей проблемой для об- служивания абонентов на подвиж- ных средствах является отсутствие технических и технологических ре- шений, которые обеспечивают соз- дание дешевых абонентских терми- налов, позволяющих работать в движении (тем более при высокой динамике движения). Очевидно, что применение обычных электро- механических следящих антенн для морских судов ограничено их стоимостью, которая составляет примерно от $30 тыс. для антенны 0,6 м. Для воздушных судов стои- мость таких антенн уже на поряд- ков выше, а их инсталляция при- мерно соизмерима с их стои- мостью. Попытки создать дешевые ($100– 200) антенные решетки с электри- ческим сканированием луча пока не увенчались успехом [20], и практически не видно решений, которые смогли бы в перспективе решить эту задачу. Но поисковые исследования в этой области идут очень активно. В случае переносимых средств наи- лучшим решением остается исполь- зование абонентских терминалов с обычными зеркальными антеннами, к которым предъявляются требова- ния быстрого и многократного раз- вертывания в любых климатических условиях. 82 Е мкость российских спутников в Ka-диапазоне Рис. 1

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw