Специальный выпуск. Каталог «Спутниковая связь и вещание 2018»
Д ля того чтобы маркетологи и прогнозисты об- щались в едином терминологиче- ском поле и обсуждали одни и те же параметры и показатели, необхо- дима общая информационная база. Эти вопросы уже были частично за- тронуты в [1]. Вообще говоря, в мире существует тенденция постепенной монополиза- ции перспективных оценок. Про- гноз “Рынка коммерческой спутни- ковой индустрии” ежегодно открыто публикуется в обзоре State of the Satellite Industry, выпускаемом ор- ганизацией Satellite Industry Asso- ciation (SIA) (см. рис. 1). Другой обобщающий источник – ежегод- ный The Space Report (TSR), вы- пускаемый Space Foundation. На рис. 2 приведены результаты оценки глобального космического рынка в TSR за 2017 г. Простая, казалось бы, задача ана- лиза рынка на основе его сегмента- ции на практике оказывается сопря- женной с рядом нетривиальных проблем, связанных с ситуацией “двойного счета”. Посмотрим на рыночные модели внимательнее. А пстрим, даунстрим и неспутники Современный подход к анализу кос- мических рынков в разных источни- ках разнится. Обобщая, можно вы- делить три базовых предельных уровня. Первый включает продукты и промежуточные услуги, направ- ленные на создание конечного про- дукта (upstream). Второй и третий – соответственно, услуги конечным по- требителям и сервисы (downstream). К продуктам относят космические аппараты, ракеты-носители и эле- менты наземной инфраструктуры. Под промежуточными услугами под- разумевают прежде всего пусковые услуги по доставке космических ап- паратов на целевую орбиту, а также различные “служебные” контракты, обеспечивающие развертывание и эксплуатацию орбитальных группи- ровок. Широк спектр услуг конеч- ным пользователям, к которым при- числяют различные виды спутнико- вой связи, навигации и дистанцион- ного зондирования Земли, а также сервисов – производных услуг, где космическая составляющая, воз- можно, основная, но не единствен- ная и которые, как правило, оказы- ваются провайдерами вне ракетно- космической промышленности. Ино- гда специалисты выделяют еще про- межуточный уровень, midstream, по- мещая туда операторов орбитальных группировок, непосредственно не выходящих на конечных потребите- лей. Подробнее о переделах смот- рите, например, в работе [4]. Грядущий выход на рынок астеро- идных и лунных ресурсов, развер- тывание космического производства в конечном итоге приведет к появле- нию дополнительной графы “даун- стрима” – космические продукты для конечных потребителей, но это вряд ли произойдет в ближайшие годы, и соответствующую выручку SIA, например, точно отнесет к раз- ряду “остального”. Следует понимать, что деление up- stream/downstream и соответствую- щие подразделы применимы как в коммерческой ракетно-космической 84 ПРАКТИКУМ Р еальные деньги для реальных рынков: проблемные вопросы оценки потенциала рынка космических продуктов и услуг Real money for real markets: on issues of the space market evaluating Рассматриваются вопросы оценки международного космиче- ского рынка в целом и особенности расчета емкости отдельных его сегментов. This article examines the issues of evaluating the global space market in general as well as specific issues of the individual market segments. УДК 621.396 Дмитрий Пайсон, директор Исследовательско- аналитического центра Госкорпорации “РОСКОСМОС”, д.э.н., к.т.н. Dmitry Payson, Director of the Research and Analytical Center, Roscosmos State Corporation, D.Sc. (Economics), Ph.D. (Tech.) Ключевые слова: космическая индустрия, анализ рынка Keywords: space industry, market analysis
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw