Специальный выпуск. Каталог «Спутниковая связь и вещание 2018»

промышленности, так и в сфере го- сударственного заказа, но для госу- дарства объем upstream опреде- ляется расходами на космическую деятельность, а downstream в боль- шинстве случаев носит немонетар- ный характер, поскольку государст- венные космические агентства не продают свои услуги за деньги. Там, где космическая деятельность как по некоммерческим, так и по прикладным направлениям осу- ществляется единым игроком (оте- чественная Госкорпорация “РОС- КОСмОС”, индийская ISRO), со- ображения бюджетной дисциплины в любом случае не дают смешивать “окрашенные” потоки финансирова- ния из различных источников, и мо- делирование соответствующих пол- ных производственных функций (соотнесение “входа” и “выхода” такого рода участников космической деятельности) еще ждет своих скру- пулезных исследователей. Д войной счет В “большую” цифру общего объема космического рынка ($339 млрд по оценке SIA, $329 млрд по TSR) вхо- дят как поставки собственно ра- кетно-космической техники и пуско- вых услуг, так и услуги конечным потребителям, например фиксиро- ванной и подвижной спутниковой связи. Однозначная оценка полного объема рынка космических продук- тов и услуг однако осложнена про- блемой двойного учета ряда сумм по переделам. Речь идет о следующем. Объем рынка космических продуктов и услуг в существующих моделях счи- тается как валовой, то есть без учета трансфертных сделок между оцени- ваемыми секторами и поглощения стоимости продукции более низких переделов. Простой пример – приобретение оператором спутниковых услуг кос- мического аппарата на орбите у предприятия ракетно-космической промышленности и последующее оказание услуг связи широкому кругу потребителей. Строго говоря, за расчетный срок активного суще- ствования спутника затраты на его приобретение, учтенные в валовом объеме космического рынка в сег- менте “Производство космических аппаратов”, полностью амортизи- руются в составе тарифов для ко- нечных пользователей в качестве элемента структуры цены спутнико- вых услуг. При этом, понятно, в те- кущем расчетном периоде (один год) амортизируются не те спут- ники, которые были приобретены в этом периоде, и уж точно не какие- либо спутники целиком. Но в целом все космические аппараты, произве- денные для коммерческих потреби- телей-операторов, в конечном итоге амортизируются в составе тарифов на услуги, что заставляет делать со- ответствующую оговорку, когда мы складываем “вал” космических услуг с “валом” производства кос- мических аппаратов для рынка услуг. Приведенные соображения придают дополнительную важность ссылкам в моделях SIA, например на поря- док отнесения выручки. Как по кос- мическим аппаратам, так и по пус- ковым услугам в этой модели счи- таются контрактные затраты, поне- сенные на запуски года расчета, не- важно, когда затраты были поне- сены. Результаты, представленные SIA, являются аналитической основой многих публикаций [например, 5–7], поэтому их трактовка имеет особое значение. У слуги, частники и государство Внимательный взгляд на секторы космического рынка позволяет также подвергнуть сомнению из- вестное положение о “подавляющем превосходстве услуг в общем объеме космического рынка”. Практиче- скую значимость имеют объемы, от- несенные к совокупности предприя- тий-изготовителей. Предприятия космической промышленности зани- маются машиностроением, приборо- строением, отчасти – услугами, но практически не занимаются серви- сами, хотя планы по освоению этого сегмента есть. В любом случае, если из общего расчета убрать услуги не- посредственного вещания (около $100 млрд ежегодно), которым во всем мире никакая РКП не занима- ется, картина будет уже другой и доминирование услуг будет не столь очевидным, хотя и заметным, а если рассматривать динамику роста, этот сегмент сохранит свою значимость по сравнению с машиностроитель- ным. Аналогична ситуация и с доминиро- ванием частного сектора. С учетом вышесказанного, если убрать непо- средственное вещание, частники в качестве заказчиков совсем не так доминируют. Более глубокие методические про- блемы связаны с тем, что две основ- ные составляющие считаются с раз- ных сторон. Услуговый сегмент в частном секторе и госсектор оце- нены со стороны потребления ко- нечными пользователями, то есть, грубо говоря, затрат на приобрете- ние продуктов и услуг, а сегменты, отнесенные к ракетно-космической промышленности, – со стороны предложения промышленностью, то есть выручки за продажу продуктов и услуг. В связи с этим, даже при- няв некоторые условности, связан- 85 2018 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ М ировой рынок спутниковой индустрии (оценка Satellite Industry Association [2]) Рис. 1

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw