Специальный выпуск. Каталог «Спутниковая связь и вещание 2019»

ской зоне. С развертыванием си- стемы “Экспресс-РВ” будет достиг- нуто обеспечение связи на подвиж- ных платформах (самолеты, суда, ж/д транспорт, автомобили), раз- вернута сеть непосредственного звукового вещания. Для освоения нового перспективного рынка меж- машинного обмена (М2М) и Ин- тернета вещей (IoT) планируется создание специализированной низ- коорбитальной системы с использо- ванием малых спутников. Будут усовершенствованы существующие и развернуты новые навигационные системы и системы ДЗЗ, которые обеспечат глобальный непрерыв- ный мониторинг природы и техно- сферы. – Предполагаются ли какие-то ме- ханизмы для переформатирования тупиковых космических проектов и систем? Андрей Гриценко – Судя по выступлению Урличича Ю.М. на открытом столе в МФТИ, который состоялся 15 ноября 2018 г., такие механизмы уже запущены. Калью Кукк – Тупиковые проекты рождаются из-за попыток занять чужую нишу во временном или географическом пространстве инфокоммуникаций. Прогнозируя развитие спутниковой связи, необходимо исходить из осо- бенностей, дарованных природой и инженерной мыслью этому виду об- щения. К этим особенностям относятся: 1. Доступность до любой точки на земном шаре или над земным шаром. 2. Охват больших территорий. 3. Относительная широкополос- ность, что определяет потенциаль- ную мультисервисность. Поскольку 71% поверхности Земли принадлежит океанам, то есте- ственно, что из всех видов морской радиосвязи спутниковая связь яв- ляется самой доступной и экономи- ческий оправданной. То же самое можно сказать про авиационную ра- диосвязь. Таким образом, наиболь- шими перспективами располагают системы с уклоном в морскую и авиационную спутниковую связь. Это в первую очередь относится к системам типа “Инмарсат”. Вторая особенность определяет дальнейшее развитие международ- ных спутниковых компаний, обес- печивающих связь в странах с большой территорией: Россия, Ка- нада, Китай, США, Бразилия, Ав- стралия, Индия – или одновре- менное покрытие государств Аф- рики и Юго-Восточной Азии, не имеющих своих национальных спутниковых систем. Третья особенность определяет эф- фективность предоставления тех или иных услуг из мультисервис- ного набора. Многолетняя прак- тика показывает, что основная прибыль определяется передачей тяжелого контента, то есть телеви- дения и другого видео. Эти особенности в основном и определяют экономику спутнико- вой связи. При использовании спутниковой связи для специ- альных целей, например военных или обеспечения безопасности, не- обходимость в большинстве слу- чаев подавляет экономическую це- лесообразность. Нет оснований утверждать, что спутниковые системы будут вы- годнее наземных средств для те- лефонной связи, передачи дан- ных, ШПД, Интернета, IoT. Од- нако при массовом обслуживании больших территорий при помощи наземных средств связи всегда возникает одна и та же проблема: как дотянуться до нескольких по- следних процентов пользователей и во что это обойдется? И вот в этом случае начинают про- являться преимущества спутнико- вых каналов. Эти несколько про- центов (но не больше восьми-де- сяти) определяют нишу спутнико- вой связи в данной категории пе- редаваемой информации. Российские провайдеры VSAT- услуг в течение более 30 лет пы- таются объяснить, почему так плохо развивались их сети в С- диапазоне и Ku-диапазоне, а сей- час плохо развиваются и в Ka-диа- пазоне. Сначала сетовали на от- сутствие спутниковой емкости, затем на административные фор- мальности, потом на стоимость оборудования и т.д. А причина в другом. Мы живем вроде бы в условиях рыночной экономики, но реальная российская экономика по своим параметрам до этого не доросла. Среднее и малое пред- принимательство развиты очень слабо, а именно средний и малый бизнесы являются основными по- требителями VSAT. С другой сто- роны, количество граждан, кото- рым необходим спутниковый ин- тернет-доступ, быстро сокраща- ется из-за непрекращающегося строительства ВОЛС. Олег Тимошенко – Это уже не первая попытка обеспечить всех граждан страны универсальными услугами связи через спутники. Три российских HTS-спутника Ka-диапазона уже запущены для этих целей, и еще один планируется вывести на ор- биту в самое ближайшее время. Операторы этих спутников инве- стировали значительные средства в спутники, наземную инфра- структуру, но количество под- ключений абонентов пока очень скромное. Рациональный подход к подобным дорогостоящим про- ектам предполагает тщательный анализ результатов предыдущих инвестиций. Почему фактические результаты так отстают от перво- начальных ожиданий? Не повто- рится ли этот опыт в еще более до- рогостоящем проекте? Особого внимания требует изучение пер- спектив окупаемости такого гло- бального проекта в текущих геопо- литических условиях, когда потен- циальный рынок сбыта так сильно ограничен. – Какие проекты в области спутни- ковой связи, ДЗЗ и навигации се- годня могут претендовать на включение в проект программы “Сфера”? Александр Эйдус – Проект “Марафон IoT” на основе микроспутников c целевой функ- цией Интернета вещей – это инфра- структурный проект, который поз- воляет получить новый стимул раз- вития российской космической ин- дустрии. Андрей Гриценко – В части систем спутниковой связи: “Экспресс-РВ”, “Скиф”, “Марафон IoT” (“Аврора”), воз- можно модернизированный “Гонец”. В части систем ДЗЗ – “Смотр”. Но нужны новые про- екты по ДЗЗ и спутниковой нави- 24

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw