Специальный выпуск. Каталог «Спутниковая связь и вещание 2019»

Александр Эйдус – Наши исследования показывают, что спутниковый рынок M2M/IoT может превратиться в коммерчески обширный рынок только на основе новых спутниковых систем. Дей- ствующие спутниковые системы не могут рассматриваться как перспек- тивные системы для рынка M2M/IoT. Причина – несоответствие ценовых и технических параметров требова- ниям заказчиков. Андрей Гриценко – Системы подвижной спутниковой службы ориентированы, прежде всего, на предоставление услуг го- лосовой связи. M2M/IoT – не их рынок, и цена не совсем комфорт- ная для активного роста M2M/IoT. Ответ – нет. Калью Кукк – На базе действующих низкоорби- тальных и геостационарных систем подвижной спутниковой службы (конец 2018 г.) достаточно скром- ный рынок спутникового M2M/IoT может существовать в рамках пере- дачи данных. Борис Локшин – Маркетинговые исследования ве- дущих компаний (NSR, Cisco, Air- bus Defense&Space) показывают коммерческую перспективность рынка M2M/IoT. Хотя доля спут- никовых подключений в процент- ном отношении невелика, в денеж- ном выражении она может соста- вить $2,8 млрд в 2027 г., что больше всего мирового рынка ДЗЗ. На сегодняшний день практически все услуги в сегменте M2M/IoT оказываются через спутники По- движной спутниковой службы (ПСС), как геостационарные (In- marsat, Thuraya), так и негеостацио- нарные (Iridium, Globalstar, Orb- comm, “Гонец”). Анализ показывает, что цена ис- пользования указанных систем для целей M2M/IoT весьма высока. В ГСО-системах ниже стоимость тра- фика, но очень дороги абонентские терминалы, в низкоорбитальных системах, напротив, терминалы более доступны, но стоимость тра- фика на порядок выше. Все это де- лает существующие спутниковые системы неконкурентоспособными по отношению к наземным техноло- гиям. Хотя все упомянутые системы ПСС предприняли серьезные уси- лия для модернизации в сторону добавления услуг M2M/IoТ, а вновь заявленные низкоорбиталь- ные системы Фиксированной спут- никовой службы в Ku- и Ка-диапа- зонах включили M2M/IoТ в пере- чень своих услуг, ожидать суще- ственного снижения ценовых пока- зателей не приходится в силу высо- ких капитальных затрат на высоко- скоростные многоспутниковые си- стемы ШПД. Сформировалось по- нимание того, что реальную конку- ренцию наземным сетям могут со- ставить только специализированные системы, создаваемые на базе малых спутников класса “нано/микро” и целевым образом ориентированные на оказание услуг M2M/IoT. Олег Тимошенко – Нет сомнений в интенсивном росте рынка M2M/IoT, но есть вопрос о доле и нише этого рынка, которая достанется спут- никовой связи. В ближайшие годы мы будем свидетелями про- рыва в сегменте плоских спутни- ковых терминалов, которые будут активно использоваться на транс- порте. Но тут больше речь идет о морских и воздушных судах, а также междугородних перевоз- ках, так как конкуренция мобиль- ной связи 4G/5G внутри мегапо- лисов будет увеличиваться, не оставляя места спутникам связи. Мобильные и фиксированные спутниковые терминалы могут выступать точками доступа для большого числа окружающих/про е зжающих M2M-датчиков, обеспечивая пе- редачу их данных через спутник там, где нет покрытия сотовой сетью. Все эти задачи могут быть решены с помощью комбинации ГСО- и ВЭО-спутников, а также конкурентоспособного терминала с умной антенной. Ресурса ГСО- спутников сегодня достаточно, а новые HTS- и UHTS-спутники увеличивают этот ресурс на по- рядки. Виктор Алешин – Активный рост рынка услуг Ин- тернета вещей (M2M/IoT) на базе действующих систем спутниковой связи, по моему мнению, весьма со- мнителен, поскольку они не рассчи- тывались для массовой передачи ко- ротких пакетов данных разным по- требителям в реальном масштабе времени. Исключением, пожалуй, при определенных условиях цено- вой политики могла бы стать только сеть спутниковой связи Iridium- Next, но и это маловероятно как по экономическим, техническим, так и политическим соображениям (в частности, потому, что сеть пол- ностью контролируется с террито- рии США). Высокоорбитальные системы, как существующие, так и проектируе- мые перспективные, добавляют к этому еще и серьезные энергетиче- ские ограничения: доступ к спут- нику возможен только через земную станцию с узконаправленной антен- ной, желательно “следящей” (типа тех, которые, например, исполь- зуются на мобильных станциях VSAT), что далеко не всегда при- 29 2019 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw