Специальный выпуск. Каталог «Спутниковая связь и вещание 2020»
С истема спутнико- вой связи “Экс- пресс-РВ”, разра- батываемая ФГУП “Космическая связь” c использованием космиче- ских аппаратов на ВЭО, будет соз- дана к 2025 г. и позволит решить проблемы со связью в северных, в том числе арктических, районах России. В 2023 г. планируется запу- стить четыре новых спутника “Экс- пресс-РВ” [1, 2]. Система призвана решать задачи обеспечения подвижной связи на всей территории России, организа- ции сетей ШПД на подвижных плат- формах (самолеты, суда, железнодо- рожный транспорт, автомобили), предоставления услуг фиксирован- ной связи в Арктической зоне, где не работают геостационарные сети [3]. В [3, 4] приведены некоторые пара- метры абонентских терминалов (АТ): l диаметр антенны 0,7–0,8 м; l выходная мощность передатчика около 2 Вт (с учетом запаса на за- тухание в дожде); l скоростей передачи до нескольких десятков Мбит/с. Большинство экспертов сходится во мнении, что основным вопросом при создании новой ССС “Экспресс-РВ” будет создание базы абонентских тер- миналов. В [3] делается вывод о том, что необходимо подождать, пока за- рубежные разработчики и производи- тели не разработают и не запустят в серию антенны ФАР с электронным сканированием, с низкой стоимостью, “в ближайшие два-три года, когда выйдут на стадию реализации какие- то из заявленных низкоорбитальных систем”. “Это дает основания пола- гать, что к ожидаемому моменту за- пуска КА “Экспресс-РВ” (2022– 2023 гг.) появится возможность при- обретения недорогих антенн с элек- тронным сканированием”. [3] В связи с этим возникает ряд во- просов: 1. Если разработанные зарубеж- ными компаниями антенны не по- дойдут по своим параметрам для терминалов “Экспресс-РВ” (частот- ный диапазон, температурный диа- пазон и т.д.)? 2. Если разработанные зарубеж- ными компаниями антенны не смо- гут поставляться на российский рынок по различным причинам? (Отметим, что разработку указанной в [3] специализированной СБИС ведут крупные американские компа- нии, в том числе работающие на во- енную промышленность США.) На наш взгляд, необходимо созда- вать систему, опираясь на россий- ских разработчиков и изготовите- лей, тем более что у ряда компаний уже имеется достаточный опыт раз- работки и производства земных станций для работы в НГСС. Как в любой другой ССС, в системе “Экспресс-РВ” должны быть пред- ставлены все виды услуг для всех видов потребителей и, соответственно, должно быть обеспечено все разнооб- разие абонентских терминалов: l фиксированные ЗС; l быстроразворачиваемые мотори- зованные Flyaway; l работающие на остановках/сто- янках, типа SNG; l работающие в движении, типа SOTM. ООО “Технологии Радиосвязи” на се- годняшний день имеет в своей номен- клатуре все перечисленные виды стан- ций. С 2010 г. разработано и изготов- лено более 30 комплексов различного диапазона частот и различных диамет- ров антенн для комплексов спутнико- вой связи, обеспечивающих работу через КА на ВЭО и НКО. Разработанные модели антенн пред- ставлены в табл. 1. Реализованные типы станций спут- никовой связи ООО “Технологии Радиосвязи” для работы в НГСС приведены на рис. 1. О собенности работы терминалов в НГСС Особенностью применяемых в ЗС для работы с КА на ВЭО антенных систем является: l двухосное ОПУ; l перемещение по азимуту +/-270 град.; l перемещение по углу места 0…180 град. 34 ОБОРУДОВАНИЕ Г отовые решения для наземного сегмента ССС "Экспресс-РВ" Ready solutions for the ground segment of the satellite communication system “Express-RV” В последние несколько лет большое внимание уделяется новым проектам с космическими аппаратами (КА) на высоко- эллиптической орбите (ВЭО) и низких круговых орбитах (НКО), то есть негеостационарным спутниковым системам (НГСС) Владимир Бобков Генеральный директор ООО “Технологии Радиосвязи”, к.т.н. Николай Званцугов Технический директор ООО “Технологии Радиосвязи”, к.т.н.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw