Специальный выпуск. Каталог «Спутниковая связь и вещание 2020»
l автономное слежение за воздуш- ным судном, терпящим бедствие; l поиск полетных данных и их вос- становление, управление процеду- рами и информацией. ИКАО приняла положения [3], ка- сающиеся глобального слежения за ВС в штатном режиме, обязываю- щие эксплуатантов отслеживать свои ВС в океаническом и удален- ном воздушном пространстве. Необходимость в реализации серви- сов спутникового трекинга обуслов- лена также стремительным ростом рынка коммерческих применений беспилотных авиационных систем (БАС) в России и за рубежом. Ми- ровой объем продаж коммерческих услуг в интересах полетно-информа- ционного обеспечения БАС как со- ставной части организации воздуш- ного движения беспилотных воз- душных судов (UTM), составил около одного $1 млрд в 2018 г. и стремительно растет. Одним из ба- зовых сервисов систем UTM яв- ляется трекинг БАС, служащий ос- новой для безопасной организации БАС, реализации первичных уров- ней интерфейса и телекоммуника- ций БВС с системами ОрВД и пи- лотируемой авиацией [10]. Спутниковый трекинг в интересах организации воздушного движения БАС (UTM) и контроля со стороны эксплуатантов необходим в некон- тролируемом воздушном простран- стве класса G при выполнении по- летов за пределами прямой радио- видимости наземных систем наблю- дения. Т ребования к характеристикам спутникового радиовещательного автоматического зависимого наблюдения и глобального слежения за воздушными судами Руководство ИКАО по связи и на- блюдению, основанных на характе- ристиках (PBCS), определяет требо- вания к характеристикам авиацион- ной связи (RCP) и авиационного на- блюдения (RSP) на основании пара- метров, приведенных в таблице 2. Конкретные значения требуемых ха- рактеристик и спецификации RCP и RSP приведены в [11]. Типы специ- фикаций RCP и RSP устанавли- ваются государствами. Устанавли- ваемые спецификации соответствуют уровню обеспечиваемого обслужива- ния воздушного движения и опреде- ляют минимальные безопасные ин- тервалы эшелонирования ВС. Для спутникового АЗН-К в настоящее время ИКАО регламентирует при- менение спецификаций RСP240 и RSP180 с временем транзакции 240 и 180 с, что соответствует мини- мальному интервалу продольного эшелонирования 30 морских миль и максимальному интервалу обнов- ления донесений о местоположении ВС, равному 12 мин [2]. Утвержденных требований ИКАО к эксплуатационным характеристи- кам спутникового АЗН-В в настоя- щее время не существует, так как они находятся в стадии разработки и эксплуатационной валидации. В ряде документов Федеральной авиационной администрации США (FAA) к спутниковому АЗН-В предъявляются следующие эксплуа- тационные требования [12]: l обеспечение эшелонирования, ос- нованного на характеристиках, 15/15 морских миль в океаниче- ском и удаленном (горном) воз- душном пространстве; l время транзакции (задержка) ≤ 5 с (от приема последнего бита сообщения на приемнике полез- ной нагрузки АЗН-В на спутнике до доставки первого бита соответ- ствующего донесения АЗН-В в центр ОрВД); l целостность ≤ 10 -5 на час полета; l эксплуатационная готовность ≥ 0,999; l пропускная способность: 1000 ВС в радиусе 300 морских миль; l частота обновления ≤ 15 с (с веро- ятностью 0,95 доставки сообщения в центр ОрВД для каждого ВС в объеме покрытия всей системы). В настоящее время указанным тре- бованиям удовлетворяет только одна система спутникового АЗН-В – си- стема Aireon. В соответствии с требованиями ИКАО к глобальному слежению [3] эксплуатантам необходимо отслежи- вать каждое ВС гражданской авиа- ции с взлетной массой более 27 т и вместимостью более 19 пассажи- ров в районах воздушного про- странства, не полностью охвачен- ных наблюдением органов ОВД, или где не все ПАНО имеют кон- тактную информацию от эксплуа- тантов. Периодичность поступления донесений о местоположении ВС должна быть не менее 15 мин в тех районах, где органы ОВД не предо- ставляют авиационное наблюдение. Требования ИКАО применяются повсеместно в качестве рекоменда- тельных и являются обязательными в океанических районах воздушного пространства. В полете с нештатными отклоне- ниями и после возникновения ано- мальных событий на ВС сообще- ния о местоположении от автоном- ной, не зависящей от питания ВС системы должны отправляться каждую минуту, что предусматри- вает определение местоположения авиационного происшествия в пре- делах радиуса 6 морских миль. При этом автономная система должна отправлять аварийное опо- вещение персоналу аварийно-спа- сательных служб. Требования к спутниковому тре- кингу БАС в настоящее время нахо- дятся в стадии разработки в между- народных организациях по стандар- тизации в авиации и по прогнозам составляют от единиц секунд до единиц минут по времени транзак- ции и частоте обновления данных в зависимости от типа выполняемых полетных операций [10]. В настоящее время у эксплуатантов гражданских пилотируемых и беспи- лотных ВС имеется возможность вы- брать наиболее подходящую для их типов полетов систему глобального слежения за ВС, в том числе спутни- ковое АЗН-В, реализованное в пол- ном объеме только компанией Aireon. Внедрение спутниковых сервисов АЗН-В дало США возможность осу- ществления глобального контроля мирового воздушного пространства. Для достижения независимости от зарубежных спутниковых техноло- гий в данной области целесообразно создание спутникового АЗН-В в отечественном низкоорбитальном сегменте спутниковой связи. Рас- смотренные в настоящей работе тре- бования к сервисам спутникового 64 В полете с нештатными отклонениями и после возникновения аномальных событий на ВС сообщения о местоположении от автономной, не зависящей от питания ВС системы должны отправляться каждую минуту, что предусматривает определение местоположения авиационного происшествия в пределах радиуса 6 морских миль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw