Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2024
Михаил Шестаков Основной недостаток ВЭО-систем по сравнению с геостационар- ными – необходимость оснащения земных станций антеннами, способ- ными сопровождать видимое движе- ние спутника. Стоимость таких ре- шений на сегодня многократно пре- вышает стоимость антенной системы для ГСО, которая фиксированно наводится на спутник во время уста- новки. В то же время преимущество ВЭО перед ГСО – значительно больший угол видимости спутника над горизонтом. Работа с ГСО в высоких широтах (в основном севернее Полярного круга) традиционно считается за- трудненной как раз из-за малого угла видимости спутника. Однако практика показывает, что в боль- шинстве случаев эта проблема пре- увеличена, примерно до 70 град ши- роты и даже в более высоких широ- тах связь через ГСО удается орга- низовать вполне надежно при усло- вии наличия достаточного количе- ства спутников на ГСО, более-менее равномерно распределенных по дол- готе. Современная российская ГСО- группировка это позволяет. Напри- мер, в нашей практике обеспечива- лась связь через ГСО с мыса Челюс- кина и арктических островов, ГПКС и другие операторы предоставляют услуги связи через ГСО для судов, следующих по Северному морскому пути. В то же время большой угол места на спутник может быть существен- ным преимуществом для организа- ции связи на подвижных объектах, на которых в любом случае тре- буются антенные системы, способ- ные “удерживать” спутник во время движения. При большом угле места меньше вероятность, что попав- шееся по дороге препятствие (зда- ния, кромка леса вдоль дороги и пр.) перекроет видимость спутника. Встречаются также ситуации, когда видимость на ГСО перекрыта мест- ным рельефом или застройкой, – в этом случае связь через ВЭО также может позволить обойти это ограничение без дорогостоящих уси- лий по поиску места для спутнико- вой антенны и организации линии связи до нее. Но в целом примене- ний и потенциальных абонентов, для которых спутниковая связь через ВЭО может иметь преимуще- ство перед ГСО, на сегодня очень немного. Единственное, за счет чего ВЭО-системы могут оказаться до- статочно востребованными, – это появление абонентских терминалов, способных “сопровождать” движе- ние спутника и при этом сравнимых по цене с ГСО-терминалами. При существующих сегодня технологи- ческих решениях это вряд ли воз- можно. Сергей Щепнов ВЭО – это экзотика в мире, не- смотря на то, что одной из первых советских спутниковых систем была система на ВЭО “Молния”, исполь- зовавшаяся для целей распростране- ния ТВ-каналов на территории СССР. И вот почему: l более сложные дорогостоящие земные станции по сравнению с применяемыми в геостационар- ных системах; l спутниковая группировка на ВЭО для создания квазигеоста- ционарности в северных широтах должна содержать четыре косми- ческих аппарата, что удорожает ее примерно в четыре раза по сравнению с аналогичным по классу спутниками на ГСО. Кроме того, космический аппа- рат на ВЭО имеет более корот- кий срок активного существова- ния. Ключевым преимуществом систем на ВЭО является возможность соз- дания зоны обслуживания в поляр- ных широтах для фиксированных и, главное, подвижных абонентов. Например, система ВЭО “Экс- пресс-РВ” является инфраструктур- ным проектом, ориентированным на развитие Арктического региона России. Как вы оцениваете перспективы низкоорбитальных многоспутнико- вых систем ШПД и проектов Star- link и OneWeb в частности? Судя по ряду аналитических публика- ций, основной проблемой на пути их коммерциализации является не- адекватная себестоимость АФАР абонентских терминалов. Воз- можно ли найти решение этой про- блемы? Многоспутниковые низкоорби- тальные системы широкополос- ного доступа. Первые проекты низкоорбитальных систем ШПД в Ku- и Ka-диапазонах были за- явлены в конце 90-х гг. Наиболее известны проекты Teledesic и Skybridge. Но все проекты были закрыты по причине коммерческой неэффективности. Примерно через 15 лет, то есть с 2014 г., на- чался новый виток продвижения проектов низкоорбитальных си- стем ШПД. Заявлено не менее де- сятка проектов, в том числе и в России. Наиболее продвинуты проекты Starlink и возродившийся после банкротства проект One- Web. Технических описаний этих про- ектов нет, кроме информации из частотных заявок в FCC. Причем публикации, претендующие на техническое описание и анализ этих проектов, часто содержат некорректности. Но из публика- ций в массовых изданиях и сообще- ний в сети “Интернет” можно сделать вывод о высокой востре- бованности и коммерческой эф- фективности этих систем. Виктор Алешин Пока решения кардинального сни- жения себестоимости АФАР або- нентских терминалов для массового применения в мире не найдено. По- этому перспективы развития низко- орбитальных многоспутниковых систем для ШПД невысоки. Валентин Анпилогов Перспективу коммерциализации низкоорбитальных систем ШПД типа Starlink и OneWeb оцениваю как нулевую. Действительно нере- шаемой проблемой (разумными спо- собами) являются высокие ценовые показатели АФАР абонентского тер- минала (мешают законы физики). Но есть и неразумные способы пре- одоления физических законов, а именно запустить такое количе- ство спутников, что сканировать лучом АФАР практически не надо. В любом направлении найдется низ- 21 2024 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ www.rscc.ru Стратегический партнер выпуска
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw