Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2024
коорбитальный спутник для работы. Тогда в идеале и АФАР не нужна. Но спутник ШПД на низких орби- тах живут недолго (типовое значе- ние 5 лет), поэтому нужно непре- рывно запускать новые спутники, и процесс зацикливается в конечном итоге. Известные заявления SpaceX о вы- ходе на окупаемость – это их ти- пичная стратегия агрессивной рек- ламы. Считать нужно не только до- ходы, но и расходы, причем рас- ходы с учетом амортизации спутни- ков (восполнять-то орбитальную нужно, на это нужны деньги). Тогда и получится, что не выиграл, а проиграл. Инесса Глазкова Сегодня операторы считают без- условным путем к успеху глобаль- ный охват. По прогнозам Eurocon- sult, к 2026 г. НГСО-КА будут со- ставлять 90% орбитальной емкости. Но не стоит забывать об одном важном моменте – оптимальном распределении пропускной способ- ности. Для группировок на НКО гибкое распределение ресурса реа- лизовать крайне сложно. Преиму- ществом КА на НКО, безусловно, является малая задержка сигнала. Но две ключевые инновации, по- явление ГСО МКА и гибких про- граммно-определяемых полезных нагрузок, серьезно повышают кон- курентоспособность ГСО-группи- ровок во всех задачах, где не тре- буется малая задержка. Кроме того, подавляющая часть трафика малочувствительна к задержке. Оптимальное географическое рас- пределение, стоимость за бит и общая стоимость эксплуатации и обновления многоспутниковой группировки явно не являются преимуществами НГСО-систем. Несмотря на заявление Илона Маска (3 ноября 2023 г.) о выходе глобальной спутниковой сети Star- link на уровень безубыточности (спустя четыре года после запуска первых спутников), вопрос ком- мерческой эффективности остается открытым. Одна из ключевых при- чин – невозможность достижения приемлемых для массового рынка ценовых и эксплуатационных пара- метров абонентских терминалов с плоскими антеннами (FPA) и на трафик. Потребительский потен- циал для НГСО-группировок опре- деленно составляют ШПД, услуги связи для судов и связь в полете. Наиболее серьезно конкуренция между OneWeb и Starlink прояви- лась в борьбе за военные заказы, особенно за обеспечение ШПД в Арктике. И здесь, благодаря кон- фигурации группировки, OneWeb имеет теоретическое преимущество перед конкурентом. OneWeb под- писал контракт с исследователь- ской лабораторией ВВС США (AFRL), который направлен на де- монстрацию работы сервиса для объектов AFRL в арктическом ре- гионе. Похожий контракт заклю- чил с AFRL и Starlink. Очевидно, что оба оператора стремятся при- влечь на свою сторону такого со- лидного заказчика, как американ- ские военные. Андрей Гриценко Современные технологии достигли того уровня, на котором уже можно создавать коммерческие системы ШПД на LEO. Но это очень доро- гое удовольствие. Применение ори- гинальных решений – просто не- обходимое условие для выживания таких систем. В системе Starlink оригинальных решений достаточно много. В ней все построено на принципе максимального использо- вания имеющихся ресурсов (спут- ников, частот, энергетики и т.д.). Система OneWeb в текущем испол- нении – полная противополож- ность. Чего только стоят решения по использованию одноэшелонной группировки на полярных орбитах, а также фиксированных (не перена- целиваемых) бортовых лучей! Си- стема OneWeb или изменит свои провальные технические решения, или прекратит существование. Что касается других проектов, то пер- спективы будут только у тех, кто обыграет Starlink по оригинально- сти и КПД своих систем. Но это очень трудно. Сергей Прохоров Системы Starlink и OneWeb расши- ряют свое влияние на глобальном рынке ШПД, тем самым уменьшая возможности развития для новых игроков. Возможность их коммерциализа- ции, в том числе продажа термина- лов в убыток, обеспечивается за счет наличия якорного заказчика в виде государства и специальных ведомств. Себестоимость АФАР может идти на спад по мере разви- тия технологий производства або- нентских терминалов и увеличения объемов рынка сбыта. Юрий Урличич О многоспутниковых низкоорби- тальных системах сказано уже много. По мнению большого числа экспертов, создание таких систем – это путь в никуда. Основная про- блема заключается в том, что невоз- можно обеспечить их коммерциали- зацию. Проблемным вопросом яв- ляется себестоимость АФАР або- нентского терминала. Поиск рево- люционного решения для снижения стоимости АФАР абонентского тер- минала идет уже не одно десятиле- тие. Инженеры утверждают, что же- лательного ценового уровня в $150–200 достигнуть в обозримой перспективе невозможно – мешают физические законы. Похоже, что Илон Маск пошел другим путем. Если запустить множество спутни- ков, то и сканирующая АФАР в абонентском терминале будет не нужна или будет достаточно деше- вой. Конечно, это сомнительный путь, если учесть, что у спутников на низкой орбите срок активного су- ществования меньше, чем у КА на ГСО. Михаил Шестаков Для любой не-ГСО системы (ВЭО, среднеорбитальной, низкоорби- тальной) требуется терминал с ан- тенной, способной “сопровождать” видимое движение спутника. До- стигнуть этого можно разными способами: использованием слабо- направленных антенн, не требую- щих непрерывного наведения, как в системах ПСС (правда, это сразу ограничивает энергетику, а следо- вательно, и пропускную способ- ность терминалов и о ШПД речи уже не идет); антеннами с фикси- 22 www.rscc.ru Стратегический партнер выпуска
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw