Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2024
П римерно с 2015 г. особое внимание уделяется серий- ному производству спутников и або- нентских терминалов для много- спутниковых систем широкополос- ного доступа (ШПД) и систем спут- никового интернета вещей (IoT). Серийность производства является ключевым фактором для достиже- ния коммерциализации, поскольку, как известно, обеспечивает сниже- ние себестоимости продукции. Для объективности анализа следует отметить, что вопросы серийности производства спутников рассматри- вались еще в 90-х гг. применительно к низкоорбитальным проектам, таким как Teledesic, Skybridge, Irid- ium, Globalstar и многим другим. Но все же эти проекты или не дошли до практики реализации, или состоялись, но их коммерциализа- ция (превышение доходов над капи- тальными затратами и текущими расходами с учетом потери ценности (амортизации) орбитальной группи- ровки) не наступила или наступила, но только на горизонте 20 лет от на- чала штатной эксплуатации (напри- мер, Iridium). Основной проблемой всех этих систем является высокая стоимость спутников на орбите, вы- сокая стоимость абонентских терми- налов для массового рынка и их не- удовлетворительные эксплуатацион- ные свойства для конечного потре- бителя услуги. Известно относительно много на- учных работ, в которых анализиру- ется снижение себестоимости спут- ника и его составных частей в зави- симости от уровня серийности их производства. Менее известны ана- логичные закономерности для спут- никовых терминалов различного класса (типа) применительно к спутниковым системам ШПД (на- пример, для системы Starlink). Сле- дует учитывать, что цена и себестои- мость продукта зачастую разли- чаются произвольно. В том числе цена может быть в разы ниже себе- стоимости за счет субсидирования, например при продаже абонентских терминалов Starlink, но все же во многих случаях тенденцию измене- ния себестоимости можно просле- дить на основе анализа изменения цены (и наоборот). Цель анализа, представленного в статье, – вы- явить закономерности снижения се- бестоимости абонентских термина- лов спутниковых систем широкопо- 36 ТЕНДЕНЦИИ О серийности и себестоимости абонентских терминалов спутниковой системы широкополосного доступа Представлены результаты анализа снижения себестоимости абонентских терминалов типа VSAT и абонентских терминалов низкоорбитальной системы широкополосного доступа при их серийном производстве на примере Starlink. И зменение стоимости VSAT-станций, установленных во всех VSAT-сетях мира, и их числа Рис. 1 Валентин Анпилогов Заместитель генерального директора АО “ВИСАТ-ТЕЛ”, к.т.н., доцент УДК 621.396.1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw