Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2024

приносящих доход терминалов, ко- торое для увеличения доходов ком- пании тоже должно расти. Получа- ется своеобразный “замкнутый круг”, выход из которого пока не виден. Так что соотношение “цена – качество” – не самое выгодное для потребителя, поэтому проблема ком- мерциализации системы существует и в обозримое время, видимо, ре- шена не будет. Владимир Денисенко Развитие системы Starlink идет бы- стро и успешно. О проблемах (и технических, и коммерческих) не сообщается. Проблемы были в на- чале пути, есть и сейчас. Об их на- личии свидетельствуют проходящие модернизации аппаратуры абонент- ского терминала. Я считаю, что тех- нологический прорыв в области низ- коорбитальных систем уже произо- шел, джинна обратно в бутылку не загнать. Система будет успешно ра- ботать, даже, если какая-либо ком- пания Илона Маска обанкротится. Вячеслав Камнев Спутниковая система Starlink раз- вивается достаточно динамично. В настоящее время на орбите на- ходится более 5000 спутников. Всего в группировке должно быть 12 000 КА с возможным увеличе- нием до 42 000. К сентябрю 2023 г. число подписчиков Starlink по всему миру достигло 2 млн. 3 но- ября 2023 г. Илон Маск заявил, что глобальная спутниковая сеть Star- link американской компании SpaceX вышла на уровень безубыточности спустя четыре года после запуска первых спутников. Проекты LEO- HTS всегда претендовали на высо- кую коммерческую эффективность, однако анализ истории развития НКО систем связи показывает, что пока ни один такой проект ее не до- стиг. В качестве причины прежде всего следует отметить невозмож- ность достижения приемлемых для рынка B2C (а в целом и для B2B и B2G) ценовых и эксплуатацион- ных параметров абонентских терми- налов. Starlink для обеспечения до- ходности около $30 млрд в год – порога успеха этого проекта должен иметь абонентскую базу не менее 96 млн активных пользователей в 2030 г., при их общем количестве 335 млн. Таким образом, количество абонентов должно ежегодно уве- личиваться на 12 млн, что при сего- дняшней стоимости абонентских терминалов ($599 за фиксирован- ную антенну и $2500 за подвижный АТ при тарифах от 110 (пакет Star- link Residential) до $500 (пакет Starlink Business) в месяц) пред- ставляется весьма проблематичным. Сергей Прохоров Мы с вами находимся в одинаковом информационном поле, нет основа- ний говорить о том, что с разверты- ванием системы Starlink что-то не так. В качестве одного из путей ре- шения проблем коммерциализации подобных систем можно рассматри- вать заключение якорных контрак- тов с государственным заказчиком и спецпотребителями. Андрей Сафронов В ноябре 2023 г. Илон Маск в своем Х (бывш. Twitter) сообщил, что спустя четыре года после запуска первых спутников в космос глобаль- ная спутниковая сеть Starlink аме- риканской компании SpaceX вышла на уровень безубыточности [https://www.rbc.ru/business/02/11 /2023/6543fdd59a794730ab0847db]. Как такое возможно при числе под- писчиков Starlink, согласно открытым данным, 2 млн по состоянию на сен- тябрь 2023 г.?! Ведь по собственной финансовой модели компании SpaceX для получения прибыли число поль- зователей должно составлять десятки (если не сотни) миллионов. Могу увязать правдоподобность изложенного выше сообщения Илона Маска только с информа- цией о заключении в сентябре 2023 г. компанией SpaceX конт- ракта с Космическими силами США (в дополнение к июньскому (2023 г.) контракту с Пентагоном на предоставление услуг системы Starlink), на предоставление спут- никовой связи военным с помощью системы Starshield. Эта система, по словам Маска, будет основана на базе системы спутниковой связи Starlink, уступая ей в масштабах и находясь под контролем американ- ского правительства. Starshield должна будет поддерживать нацио- нальную безопасность США с по- мощью спутникового наблюдения Земли и коммуникаций через сквозное шифрование и дополни- тельные “криптографические воз- можности” [https://www.bloombe rg.com/news/ articles/2023-09- 27/elon-musk-wins-us-space-force- contract-for-starshield-deepening- pentagon-ties]. Изложенное выше позволяет сде- лать вывод, что без военных или го- сударственных контрактов подобная система не может выйти на самооку- паемость. По моему мнению, проблемы ком- мерциализации системы Starlink в первую очередь связаны с высокой стоимостью абонентских терминалов и, как следствие, с недостаточной скоростью увеличения коммерческой абонентской базы. Большие сомне- ния возникают при оценке возмож- ностей компании SpaceX по наращи- ванию необходимого для коммерче- ского успеха (хотя бы самоокупае- мости) количества абонентов. Виктор Стрелец Было бы удивительно, если бы внедрение новейших спутниковых технологий на основе многоспутни- ковых группировок проходило без объективных трудностей, связанных с реализацией и коммерциализацией глобальной спутниковой системы. Команда Starlink преодолевает раз- личные преграды при реализации своих планов и на национальном, и международном уровнях, и при получении разрешительных доку- ментов на территории отдельных стран. Преграды, которые посто- янно возникают (со стороны конку- рентов внутри США, астрономов, экологов и т.д.) могли бы остано- вить любой проект, но, к большому удивлению, развитие Starlink идет поступательно и очень динамично по всем направлениям, в том числе и коммерческом. Наверно, и в даль- нейшем будет возникать много во- просов при реализации проекта, связанных в том числе и с пробле- мой устойчивого и равноправного доступа к космическому простран- ству… Владимир Уваров По сообщениям в средствах массо- вой информации, в сети Starlink по состоянию на октябрь 2023 г. заре- гистрировано до 2 млн абонентских терминалов за период примерно двух лет. Если условно принять, что темп наращивания абонентской базы составляет 1,5 млн в год, то это очень значительное отставание от прогнозов (почти на порядок) в финансовой модели проекта. Кроме того, на каждый абонентский терми- нал нужна субсидия от компании SpaceX. Размер субсидии неизве- стен. По заявлениям руководства компании SpaceX, субсидия состав- 44

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw