Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2024

ляет $1500, но это некорректное за- явление, поскольку стоимость або- нентского терминала сильно варь- ируется по странам. По разным экс- пертным оценкам, субсидия состав- ляет до $5000, и уже практически всем специалистам понятно, что до- стичь заветного значения себестои- мости абонентского терминала $150–300 не получится в обозримой перспективе. Соответственно, и о коммерциализа- ции системы Starlink говорить нет оснований. Усугубляется эта про- блема и тем, что требуется непре- рывное наращивание с одновремен- ным обновлением орбитальной группировки. Напомню, что спут- ники, хотя и серийно выпускаются, но себестоимость каждого не менее $0,5 млн, а пусковые услуги, при- веденные к спутнику, пока состав- ляют немного ниже $0,5 млн, то есть цена спутника на орбите при- мерно $1 млн. Получается, что затраты на субси- дирование цены абонентского тер- минала могут превышать затраты на производство и запуск спутников. Может быть, гениальная фишка И. Маска в том, чтобы за счет мно- гочисленности орбитальной группи- ровки и кардинального снижения себестоимости спутника на орбите снизить стоимость абонентского тер- минала до необходимого уровня в $150 (в ценах примерно 2018 г.)? Юрий Урличич Наращивание орбитальной группи- ровки космическими аппаратами (КА) Starlink первого поколения идет очень быстрыми темпами. На сегодняшний день в составе системы уже более 4200 КА. По заявлениям Маска, на долю Star- link уже приходится большая часть “активных спутников”: “У SpaceX больше активных спутников на ор- бите, чем у всей остальной Земли вместе взятой, и в ближайшее время планируется удвоить их количе- ство”, – написал он в Twitter. Ско- рость и объемы запусков КА будут интенсивно наращиваться. С вводом в эксплуатацию сверхтяжелой PH SpaceX Starship Маск готов выво- дить на орбиту по 400 спутников единовременно. В конце ноября аме- риканский миллиардер заявил, что еще четыре Starship уже собраны и готовы к запуску. Маск также уверяет, что его спут- никовый интернет-бизнес вышел на уровень безубыточности. Однако хотелось бы обратиться к фактам. Система Starlink в первую очередь ориентирована на рынок B2C, и если принять во внимание ее фи- нансовую модель, опубликованную конгломератом Morgan Stanley, то для достижения окупаемости едино- временных и текущих расходов в 2030 г. число активных абонентов должно увеличиваться в среднем по 10 млн в год начиная с 2021 г. и к 2030 г. достичь 96 млн активных пользователей. По заявлению SpaceX, в III квартале 2023 г. их число составило более 2 млн. Для любой спутниковой системы это очень хороший результат. Но темп наращивания абонентской базы су- щественно отстает от планового по- казателя в 20 млн к настоящему мо- менту. Основная проблема – каче- ство в самом широком смысле этого термина, который подразумевает определенные потребительские свойства, включая цену абонентских терминалов, доступную для массо- вого покупателя. Пока стоимость АТ для клиентов высока. Да, есть отдельные страны, где установлены особые цены на АТ, например Бра- зилия. Но это единичные исключе- ния. Известно, что SpaceX активно ищет способы коммерциализации проекта Starlink, например за счет создания интегрированной спутниковой си- стемы Direct-to-Device (D2D), и в 2024 г. планирует запуски экспери- ментальных спутников с новой по- лезной нагрузкой. Еще одна возможность для Маска – это сотрудничество с производите- лями смартфонов и других гадже- тов. Сегодня в области спутниковой связи со смартфонами начинают ак- тивно работать крупные операторы сотовой и спутниковой связи, а также производители смартфонов: AST SpaceMobile и AT&T; Link и Vodafone; Apple и Globalstar; Star- link и T-Mobile. Honor заявила, что разработала собственное решение для спутниковой связи со смартфо- нами, а Amazon реализует проект космического Интернета на основе собственных КА. Кроме того, на рынке мобильных устройств появляется очередной “убийца смартфонов” – маленькое переносное устройство Al Pin, кото- рое будет управляться голосом и ка- саниями. Оно крепится на одежду и проецирует информацию на ладонь. Возможно, что для этого и подоб- ных устройств непрерывность связи более необходима, чем для смарт- фона. То есть растет потенциальный рынок, но увеличивается и конку- ренция на нем. Отдельно стоит отметить, что при развертывании наземных средств систем D2D решения будут базиро- ваться на существующей инфра- структуре операторов сотовой связи. И только после перехода на D2D можно будет говорить о воз- можности успешной коммерциали- зации проекта Starlink. Геннадий Чечин Конечно же, проблемы коммерциа- лизации у Starlink, как и любого оператора связи, имеются. Но это не главное. Давайте сделаем про- стой расчет. Затраты на создание сети (Сapex), точный размер которых известен только владельцу сети, ориентиро- вочно, как указывается во многих источниках, составили около $10 млрд (в отдельных материалах приводится оценка около $30 млрд). Затраты на ежегодное содержание (Opex) около 50 шлю- зов (Gateway) составляют около $150 млн в год: это затраты на при- вязку к наземным сетям связи – на каждый шлюз не менее 2–3 каналов по 10 Гбит/с, закупка Интернета (примерно 0,1 цента за 1 Мбит/с), соединение шлюзов между собой и центром управления через назем- ные каналы связи с пропускной спо- собностью не менее 10 Гбит/с, зар- плата технического и управленче- ского аппарата, аренда земельных участков, коммунальные расходы и др. Примем срок службы одного спутника-ретранслятора пять лет (типовое значение для низкоорби- тального спутника). То есть за пять лет затраты составят примерно $10,15 млрд. А теперь посчитаем доходную часть проекта за пять лет. При числе за- декларированных на 2023 г. год пользователей (абонентов) в 1,5 млн (учтем, что этот результат получен после двух лет с момента ввода сети связи в коммерческую эксплуата- цию, причем какое-то число абонен- тов неактивно) доход от продажи абонентских терминалов (примем их $500 за каждый терминал) и ежеме- сячной абонентской платы в раз- мере $100 (за один год это составит $1,8 млрд) за пять лет составит $9,75 млрд. Поскольку продажи услуг Starlink осуществляются по 45 2024 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw