Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2024

пуска 400 спутников Starlink. Во-третьих – разработка абонент- ского оборудования на основе FPA и выход на рынок. Сергей Прохоров Starlink начал завоевать рынок спутникового ШПД, заставил ак- тивно двигаться и развиваться дру- гих его участников, тем самым ин- тенсифицировал развитие отрасли спутниковой связи в целом. Реализация подобных систем ставит перед отраслью новые задачи – на- пример, управление многоспутнико- выми орбитальными группировками, хеджирование рисков столкновения с другими космическими аппаратами или космическим мусором. Владимир Уваров Положительные результаты обуслов- лены апробированием новых техниче- ских решений, которые ранее не при- менялись в спутниковой индустрии и в спутниковой связи, в частности. Я бы отметил, во-первых, новый спо- соб группового запуска спутников на наклонные орбиты с использованием тяжелой РН, что обеспечивает мини- мизацию стоимости пусковых услуг и, соответственно, кардинальное сни- жение стоимости спутника на орбите. Но за такое решение приходится за- платить увеличением времени (до 3–4 месяцев) от запуска спутни- ков до начала их штатной работы. Для России это техническое реше- ние, предполагающее групповые за- пуски, должно быть особенно акту- ально, если намечено серийное про- изводство спутников связи и ДЗЗ. Второе – это применение множе- ственного доступа с использованием технологии скачущего луча на спут- нике. Это потенциально позволяет ре- шить задачи внешней ЭМС с иными негеостационарными системами и внутренней ЭМС в популярных Ku- или Ka-диапазонах, хотя и имеет ряд недостатков, приводящих к отно- сительно небольшому снижению ем- кости спутника и системы. Третье, что особенно важно в совре- менных геополитических реалиях, – это экспериментальное апробирова- ние для спутников на орбитах при- мерно до 1000 км обычной коммерче- ской ЭКБ широкого применения в наземных сетях, что известно как технология COTS. Это особенно ак- туально для спутников типа Starlink, которые имеют полезную нагрузку с обработкой и регенерацией сигналов на борту. Часто ее называют гибкой. Юрий Урличич Инженеры, которые создают состав- ные части системы Starlink, имея право на риск, предложили много новых идей и апробировали их на практике. Практически нет научных статей, поэтому можно только дога- дываться об их техническом суще- стве. Я бы выделил групповой спо- соб запуска спутников и их расста- новку в заданные орбитальные по- зиции, что принципиально снижает затраты на пусковые услуги. Ре- шена и сопряженная задача по управлению и контролю множества спутников. Кроме того, следует от- метить способ многостанционного доступа, в основе которого зало- жена технология прыгающих лучей. Значительным шагом развития в области антенной техники является реализованная технология бортовой АФАР и АФАР абонентского тер- минала. В 2023–2024 гг. планиру- ется дополнить и запустить экспери- ментальные спутники Starlink с по- лезной нагрузкой D2D, обеспечи- вающей прямую работу с типовым смартфоном сетей 4/5G и др. Конечно, впечатляет скорость, с ко- торой внедряются новые системные и технические решения, если инже- нерам предоставлено право на реа- лизацию рискованных идей. Это принципиальный момент: если у изобретателя, инженера есть право на ошибку, то страх и осторожность не сковывают научно-техническую мысль, эффективность решений ста- новится гораздо выше. Геннадий Чечин В целом основные идеи, заложен- ные в Starlink, достаточно интерес- ные, рациональные и эффективные. В частности: 1. Компания SpaceX стала уникаль- ной: единый коллектив не только разработчиков спутников-ретрансля- торов, но и сетей связи, систем управления сетью. SpaceX является заказчиком наземных терминалов, владельцем ракетоносителей и сетью управления орбитальной группиров- кой. 2. Стремление снизить затраты и повысить надежность ретрансля- торов обусловило отказ от реализа- ции межспутниковой связи, что привело к снижению массы и слож- ности ретранслятора и повышению их надежности. Правда, в последнее время было заявлено использование в части ретрансляторов и межспут- никовых линий связи. Вероятно, это удовлетворение требований ми- нистерства обороны США, кото- рому Starlink уже много лет пыта- ется продать услуги связи (оче- видно, это делается для того, чтобы снизить убыточность сети связи). 3. Стремление снизить операцион- ные расходы обусловило отказ от жесткого контроля и управления ор- битальными параметрами (коррек- тировки положения) космических аппаратов в орбитальной группи- ровке. 4. Повышение коэффициента готов- ности каналов связи и снятие ограничения на углы сканирования АФАР абонентских терминалов об- условило создание определенной из- быточности числа ретрансляторов в зоне обслуживания. 5. Использование трех дискретно сканирующих (прыгающих) лучей на линиях связи “СР – абоненты” является одним из лучших решений при организации информационного обмена и повышения пропускной способности сети связи. 6. Использование наземных шлюзов (Gateway) с размещением кеширую- щих серверов обеспечило высокую оперативность доставки контента абонентам. Это позволило обеспе- чить задержку доставки контента около 20–70 мс. 7. Одним из основных решений, ко- торое обеспечило успешность в тех- нической реализации проекта, яв- ляется то, что и спутники-ретрансля- торы, и абонентские и наземные тер- миналы, и шлюзы, и система управ- ления сетью, и биллинговая система, и вывод ретрансляторов на орбиту, и сеть продаж услуг связи были реа- лизованы одной компанией SpaceX под единым руководством. Немало- важно и то, что за услуги связи для абонентов также отвечает одна ком- пания. Пожалуй, Starlink первая в мире сеть связи, реализованная таким способом. Необходимо здесь отметить, что у нашей страны был похожий, правда не такой масштаб- ный, опыт, и в результате в 70-х гг. прошлого века была создана первая в мире низкоорбитальная сеть связи “Гонец”, которая по тем временам была революционной. В настоящее время этот опыт несколько утрачен. В частности, ретрансляторы изготав- ливает одна компания, наземные терминалы – другие компании, си- стему управления сетью связи – третьи компании, осуществление продаж и поддержки услуг – четвер- 53 2024 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw