Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2024

приетарных технологий и протоко- лов в области спутниковой связи за счет интеграции низкоорбитальной многоспутниковой системы и назем- ных сетей для предоставления бес- шовных услуг и сервисов с исполь- зованием типовых абонентских устройств сотовых сетей или сетей LPWAN. Это направление пока сво- бодно, и Россия вполне способна предложить свою систему, разрабо- тав ее совместно с дружественными странами, и занять в этой нише за- метное место на международном рынке. Такие системы сегодня обо- значают как Direct-to-Device (D2D), Direct-to-Cell, Direct-to-Cellular, Di- rect-to-Hаndset. Применительно к интеграции с сетями LPWAN встре- чается Direct-to-IoT, и такая низко- орбитальная система запланирована в проекте “Сфера”. Это система “Марафон IoT”, но ее концепцию АО “РЕШЕТНЁВ” предлагает изме- нить, и она проектируется сегодня не для международного применения, что прискорбно. Хотелось бы наде- яться, что ГК “Роскосмос” сможет повлиять на это, мягко говоря, странное решение. Геннадий Чечин 1. Разработка низкоорбитальной сети связи должна определяться функционалом услуг связи, то есть надо четко и ясно предоставлять, для каких целей, для кого, на какой территории и какие услуги сеть связи должна предоставлять. 2. Для разработки аналогичной сети связи должен быть реализован под- ход, аналогичный подходу и мето- дам реализации компании SpaceX. А такой компании в РФ сейчас нет. 2. Если создавать аналогичную Star- link систему для коммерческого рынка услуг связи только для РФ или только для какого-то ее ре- гиона, например Арктики, то это грубейшая ошибка. 3. Если создавать в РФ аналогич- ную по параметрам услуг связи си- стему Starlink для глобального (во всем мире) коммерческого рынка услуг связи, то она будет заведомо убыточной по причинам, уже ука- занным мною выше. Причем за- траты на создание такой системы у нас будут примерно 1,5-2 трлн руб., так как затраты на вывод и развер- тывание орбитальной группировки у нас будут выше, чем у Starlink (стоимость вывода с использова- нием отечественных ракетоносите- лей у нас выше, чем у Falcon). Также, по этой причине, у нас, ско- рее всего, оперативность разверты- вания и сроки ввода в коммерче- скую эксплуатацию будут ниже. А использование шлюзов только на территории РФ приведет к увеличе- нию задержки доставки интернет- трафика к зарубежным абонентам, например в Латинской Америке или в Африке, до нескольких сотен мс (как и через геостационарные спут- ники) даже с использованием опти- ческих межспутниковых линий связи (насколько мне известно, такое решение запланировано в про- екте “Бюро 1440”). Подобное каче- ство будет неприемлемо на доста- точно жестком мировом рынке услуг связи. Напомню, что в Star- link задержки около 20–70 мс, его шлюзы размещаются в непосред- ственной близости от ведущих ми- ровых точек обмена интернет-тра- фиком, так называемых IX: DE- CIX (Франкфурт-на-Майне), AMS- IX (Амстердам) и др. 4. Если создавать в РФ для воен- ных целей аналогичную Starlink си- стему с определенными и понят- ными отличиями в организации ин- формационного обмена, то альтер- нативы такой низкоорбитальной спутниковой системы нет. Но надо все-таки понимать, что ее стоимость будет достаточно высокой и близкой к нескольким триллионам рублей. 5. Чтобы “замаскировать” убыточ- ность аналогичной системы, целесо- образно и рационально создать в РФ модифицированный аналог системы Starlink двойного назначе- ния. Но задача по определению тех- нического облика этой системы вы- ходит за рамки нашей дискуссии. Сергей Щепнов Создавать надо, но не за госбюд- жет, а на принципах ГЧП, когда го- сударство готово взять на себя риски проекта на начальном этапе и иметь конкретного ответственного за продвижение этого проекта. Только такая система должна учи- тывать уже те заделы, которые соз- даются программой “Сфера”, а также особенности и размер рын- ков, где она будет работать. l 55 2024 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ FCC подтвердила свое решение об отказе в субсидировании SpaceX на $900 млн Р егулятор опубли- ковал свой окон- чательный отказ 12 декабря, подтвердив, что услуга спутниковой широкополосной связи SpaceX не соответствует требова- ниям для участия в Фонде цифро- вых возможностей для сельских рай- онов (RDOF). “FCC провела тщательный юриди- ческий, технический и политиче- ский анализ, чтобы определить, что компания SpaceX не справи- лась со своими обязанностями для получения средств”, – заявила председатель FCC Джессика Ро- зенворсел. SpaceX в предварительном по- рядке получила субсидии в де- кабре 2020 г. после участия в аук- ционе в рамках первого этапа про- цесса RDOF. Компания стояла в очереди на полу- чение $886 млн в течение 10 лет для предоставления широкополосного доступа для почти 643 000 домохо- зяйств и предприятий в 35 штатах после получения. Однако 180 победителей аукциона должны были показать, как они будут предоставлять услуги, соот- ветствующие условиям RDOF, и именно в этом, по словам FCC, SpaceX потерпела неудачу. Требования RDOF предусматривают обеспечение скорости “вниз” 100 Мбит/с и скорости “вверх” 20 Мбит/с. Согласно последним тестам скорости Ookla, средняя скорость “вниз” Starlink в США составила 64,54 Мбит/с в III квартале 2023 г., cредняя скорость “вверх” – 9,72 Мбит/с. SpaceX планирует модернизировать услуги Starlink с помощью более мощных спутников и применения РН Starship для их групповых за- пусков. https://spacenews.com/fcc-upholds- denial-of-starlinks-900-million-rural- broadband-subsidies/

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw