Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2024

циях и применять все возможные схемы по расширению диапазонно- сти облучающих систем. Анализ современного и прогнози- руемого рынка АФАР-решений на основе зарубежного опыта, а также узкого круга российских поисковых работ в этой области позволяет очертить облик и основные области применения терминалов на их ос- нове в ближайшее время: 1. Серийно воспроизводятся техно- логии модулей АФАР X-, Ku- и Ka- диапазонов, модули совмещенных диапазонов только в проектах. 2. Модули АФАР обычно позво- ляют работать только на одной за- ранее определенной поляризации, но при использовании чипов beam- forming можно изменять поляриза- цию, однако максимальный сектор сканирования у полнофункциональ- ных модулей составляет, как пра- вило, не более ±60 град. 3. Апертуры предлагаемых модулей АФАР образованы, как правило, от 64 до 256 элементов, со стоимостью порядка $15…25 за элемент, пусть и с тенденцией к значительному снижению. Производители предла- гают компоновать из модулей си- стемы с количеством элементов по- рядка 1000…2000, большее количе- ство элементов приводит к высокой стоимости, что в большинстве слу- чаев неприемлемо или неоправ- данно. 4. Полнодуплексные терминалы спутниковой связи на модулях АФАР строятся из модулей двух типов – приемного (Rx) и передаю- щего (Tx), что увеличивает стои- мость и размеры терминала. 5. Серийно воспроизводятся пока только АФАР-терминалы Star- link, представляющие собой полу- дуплексную систему с временным разделением сигналов приема/пе- редачи с жестко заданной поляри- зацией, с узким сектором скани- рования и электромеханическим ОПУ для начального наведения. При этом стоимость терминала со- ставляет $600, что при порядка 128 активных элементов дает стоимость примерно $4…10 за эле- мент по различным методикам оценки. 6. Модули АФАР обеспечивают ав- тосопровождение КА за счет кача- ния луча и сопоставления ампли- туд сигнала при таком сканирова- нии, при этом значительную часть времени связь реализуется не на максимуме ДН, а на ее боковом спаде. Основные вышеуказанные черты од- нозначно характеризуют АФАР-тер- миналы именно как малогабаритные абонентские станции, жестко завя- занные на достаточно обширную низкоорбитальную группировку КА с ограниченными по поляризациям и плотности сигнала информацион- ными линиями. Преимущества АФАР-терминалов потенциально позволят закрыть нишу абонентских станций на малогабаритных динами- ческих объектах транспорта (автомо- били, автобусы, поезда, катера), вы- тесняя малоапертурные зеркальные абонентские терминалы за счет еще меньших габаритов, удобства уста- новки и повышенного потенциала связи в одинаковых ценовых катего- риях. Однако в нишах средне- и крупноапертурных зеркальных пол- ноповоротных антенн, обеспечиваю- щих широкополосные линии связи с более или менее высокими орби- тами, альтернативы со стороны АФАР-терминалов в ближайшее время не возникнет. Критерий “эф- фективность/стоимость” в случае значимых по апертуре антенн одно- значно трактует ситуацию в пользу 59 2024 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ Реклама

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw