Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2025
Но, как вариант, все могут оши- баться. Может ошибиться и Илон Маск. Например, он начинает “на- вешивать” на спутники Starlink до- полнительную полезную нагрузку (компонента гибридной сети и др.). Как следствие – рост массы спут- ника (был “малым”, стал “сред- ним”). Рост массы тянет за собой рост стоимости и рисков. Система начинает превращаться во много- функциональную (помните наш ГМИСС?). А любая многофункцио- нальная система легко может про- играть узкоспециализированной, за- точенной под конкретный сервис, например ШПД. Вот тут-то и по- является шанс. Вот такой “закамуфлированный” ответ на этот первый вопрос. Олег Ментус То, что мы наблюдаем за последние годы, что происходит с системой Starlink, поражает воображение. Никто еще пять лет назад и не мог себе серьезно представить, что по- явится система из 6500 спутников на орбите, которая не только воз- обновляется, но растет и совершен- ствуется. Планируется увеличение пропускной способности и появле- ние новых услуг (D2D). Тем не менее вопрос об коммерче- ской окупаемости системы стоит до- вольно остро, поскольку реальное число абонентов пока далеко от за- планированного, а запуски новых мощных спутников на ГСО (напри- мер, Jupiter-3), показывает, что опе- раторы на ГСО пока не планируют сдаваться в конкурентной борьбе. Андрей Сафронов По сообщениям средств массовой информации, развитие системы Starlink от компании SpaceX и дру- гих низкоорбитальных систем ши- рокополосного доступа в 2024 г. ак- тивно продолжалось. Одним из ос- новных аспектов развития является увеличение числа пользователей. Starlink активно работает в этом на- правлении, увеличивая клиентскую базу и расширяя перечень стран, в которых осуществляется официаль- ное подключение к системе. Но пока основная масса пользователей сосредоточена в Северной Америке, и проблема расширения географии пользователей становится все более очевидной. И конкуренты тоже не дремлют. Примечательна в этом направлении деятельность китайской компании SpaceSail, которая намеревается в 2026 г. начать работу в Бразилии. Это первое документально подтвер- жденное предложение из Китая по предоставлению услуг спутникового интернета на международном рынке. В августе и октябре 2024 г. SpaceSail запустила на орбиту две группы по 18 спутников, а к концу 2025 г. компания намеревается до- вести численность группировки до 600 аппаратов и завершить первый этап ее развертывания. Хочется от- метить правильность подхода этой компании к завоеванию внешнего рынка. Начало взаимодействия было положено подписанием мемо- рандума о взаимопонимании с бра- зильской телекоммуникационной компанией Telecomunicacoes Brasileiras S.A. по изучению спроса на спутниковый интернет в регио- нах, где отсутствует широкополос- ное подключение. Далее SpaceSail планирует в конце 2024 г. года от- крыть в Бразилии дочернюю компа- нию, а к 2027 году начать предо- ставлять услуги связи, и это не- смотря на то, что Starlink является ведущим поставщиком услуг спут- никового интернета в Бразилии с долей рынка 46% [https://3dnews.ru/1114304/u-star- link-poyavilsya-konkurent-v-brazilii- zarabotaet-kitayskaya-spacesail]. Второй важный аспект связан с раз- витием орбитальной группировки и абонентских терминалов. SpaceX за- пускает новые спутники Gen2, кото- рые потяжелели в четыре раза по сравнению с Gen1. Но это позволяет улучшать качество связи, увеличи- вая пропускную способность, ско- рость передачи данных и надеж- ность связи, в том числе и за счет применения новых технологий. Что касается проблемных вопросов, то они достаточно широко известны [Анпилогов В. Технические пара- метры абонентских лучей и терми- налов системы широкополосного до- ступа Starlink и ее потенциальная емкость. Труды НИИР: сб. ст. М.: НИИР. 2024. № 1–2; Урличич Ю. Анализ низкоорбитальных спутни- ковых систем широкополосного до- ступа на примере развития Starlink // Электросвязь. 2024. № 7]. Международное орбитально-частот- ное регулирование становится более сложным, особенно с учетом конку- ренции между различными систе- мами. С увеличением числа спутни- ков на низкой околоземной орбите проблема космического мусора ста- новится все более острой. Управле- ние спутниками, которые отслу- жили свой срок, и их утилизация также остаются важными вопро- сами, а нормативные сроки удале- ния отслуживших свое спутников, несомненно, будут сокращаться. Виктор Стрелец В 2024 г. продолжилась тенденция резкого увеличения количества за- пусков и спутников на различных орбитах. Более 10 тыс. активных спутников в настоящее время раз- вернуто в космосе. Starlink уве- ренно захватывает рынок спутнико- вой связи (ШПД) на море, в воз- духе и на суше. По оценкам зару- бежных аналитиков (исследователь- ская фирма Quilty Space), счита- ется, что по итогам этого года EBITDA Starlink составит $3,8 млрд, а капитальные затраты достигнут $3,1 млрд. Порядка $600 млн при- дутся на чистую прибыль компании. Система находится в стадии станов- ления, но неординарные и смелые технические решения ее создателей и агрессивная политика захвата рынков приносят свои результаты. Проблемы развития систем низко- орбитальных спутниковых систем ШПД в основном связаны с отсут- ствием международно-правового ре- гулирования их использования и с резкой экспансией Starlink по всем направлениям, начиная от гегемо- нии услуг запуска спутников на ор- биты, и стремительным завоеванием рынка. Павел Тырин, Владимир Уваров Система Starlink по меркам рынка спутниковой связи развивается очень быстро. Можно предполо- жить, что к концу 2024 г. система будет насчитывать не менее 4,5 млн 16 www.rscc.ru Стратегический партнер выпуска
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw