Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2025
рования в любом случае государство не сможет обеспечить. Это сотни миллиардов рублей. Ключевой про- блемой является стоимость абонент- ских терминалов и оперативное формирование спутниковой группи- ровки, поскольку срок службы спутников невелик (по нашим оцен- кам, не более пяти дет). Разумных способов парировать эти проблемы пока нет. Андрей Гриценко Информации действительно мало. Из той, что есть, не вижу ориги- нальных технических решений. Следовательно, система может по- лучиться очень дорогой и неподъем- ной (вспоминаем ГМИСС...). Да еще и ограниченной территорией РФ и, может быть, еще ряда не- больших стран. Как будет достиг- нута приемлемая цена АФАР або- нентской станции, при том, что ис- кать и сопровождать спутники нужно будет почти в полусфере, не- понятно. На каком-то этапе все может остановиться. И главное здесь – это чтобы “Рассвет” не под- ставил наши действительно отрабо- танные проекты, которые мы все уже давно ждем, “Экспресс-РВ” и “Марафон IoT”. Борис Локшин При создании системы “Рассвет” я вижу две основные проблемы: полу- чение частотного ресурса и создание недорогого абонентского терминала с перенацеливанием луча. Первая проблема подробно рассмотрена мною в ответе на предыдущий во- прос № 2. Об уровне понимания этой проблемы в компании “Бюро 1440” говорит ответ представителя компании на конференции SAT- COMRUS XVIII в 2023 г. На во- прос “Как вы планируете получить частотный ресурс для своей си- стемы?” был дан ответ: “Мы пода- дим заявку в МСЭ”. Решение второй проблемы зависит от целевой аудитории проекта “Рас- свет”. Если в качестве абонентов планируются индивидуальные поль- зователи, стоимость абонентского терминала не должна превышать 20–30 тыс. руб. В качестве обосно- вания данной цифры можно приве- сти пример стоимости абонентского спутникового терминала Ка-диапа- зона. Пока цена составляла 15 тыс. руб., спрос был весьма высоким, продано было несколько десятков тысяч терминалов. Как только из-за изменения курса доллара цена воз- росла до 30 тыс. руб., спрос начал снижаться. Достижение цены терминала в 20— 30 тыс. руб. (эквивалент $200–300) на сегодняшний день представ- ляется труднореализуемой задачей, делом будущего. Десятки специали- зированных компаний по всему миру уже более 10 лет пытаются ре- шить эту задачу, и пока без- успешно. По некоторым оценкам, в разработку таких антенн уже вло- жено более $200 млн. Испробованы разные конструкции, самые экзоти- ческие технологии, однако цена из- делий по-прежнему измеряется ты- сячами и десятками тысяч, а не сот- нями долларов. По такой цене в России вы не сможете продать ни одного терминала. К примеру, для бета-тестирования сети Starlink клиентам предлагался терминал по цене $499, хотя сама компания закупала их у производи- теля по $3000. При этом антенна имеет электронное наведение лишь в очень ограниченных пределах, присутствует и механическое пере- мещение зеркала. Свои антенны с электронным управ- лением предлагают также компании Kymeta, Phasor, Satixfy, Isotropic Systems, Intellian Technology, Thin- com и др., но ни одна из них не приближается по ценовым показате- лям к уровню $200–300, приемле- мому для индивидуального або- нента. Однако, как показывают рас- четы, только массовый охват мил- лионов абонентов способен обеспе- чить доходность низкоорбитального проекта. Если в качестве клиентов предпола- гаются коллективные пользова- тели – транспорт, удаленные по- селки, места временного пребыва- ния групп людей, необходимо будет найти источник финансирования из- готовления терминалов и организа- цию, которая возьмется за создание наземных сетей. В любом случае, как я уже отмечал в своих предыду- щих публикациях, потенциальный платежеспособный спрос на услуги ШПД в стране недостаточен, чтобы окупить в разумные сроки расходы на создание спутникового сегмента ( ≈ 500 млрд руб., по оценке самой компании ООО “Бюро 1440”) и на- земных сетей. Олег Ментус Проблемные вопросы стандартные для подобных систем: наличие до- ступного орбитально-частотного ре- сурса, создание относительно недо- рогой многоспутниковой группи- ровки в короткие сроки (серийное производство КА), наличие относи- тельно недорогих и доступных средств выведения на орбиту, освоенный серийно доступный або- нентский терминал, ну и конечно, наличие платежеспособного потре- бителя. Необходимо прежде всего опреде- лить целевой сегмент рынка для данной системы. Чтобы многоспут- никовая система такого типа могла бы приблизиться к коммерческой окупаемости, российского рынка явно мало, необходимо рассматри- вать другие регионы, например страны BRICS. Андрей Сафронов Система “Рассвет”, как и другие низкоорбитальные спутниковые си- стемы, вероятно, сталкивается с рядом общих проблемных вопро- сов как технического, так и коммер- ческого характера. Хотя конкрет- ные детали варьируются в зависи- мости от уникальных особенностей проекта, можно выделить несколько общих проблемных вопросов. В области технических проблем сле- дует отметить необходимость в про- изводстве и запуске большого коли- чества спутников для создания пол- ноценной группировки, которая тре- бует оптимизации производствен- ных процессов и снижения издер- жек. Необходимо также эффектив- ное управление орбитальной груп- пировкой и координация движения спутников для предотвращения столкновений и обеспечения опти- мальных зон покрытия. При рассмотрении коммерческих проблем стоит начать с наличия эф- 19 2025 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ www.rscc.ru Стратегический партнер выпуска
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw