Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2025

фективной экономической модели и окупаемости системы. Требуется разработка устойчивой бизнес-мо- дели, которая обеспечит окупае- мость инвестиций. Необходим также учет наличия кон- куренции на этом рынке, если пред- полагается международное примене- ние системы. Придется вести борьбу с уже существующими и новыми кон- курентами на рынке низкоорбиталь- ных спутниковых систем, такими как Starlink или OneWeb. Дифференциа- ция услуг и улучшение качества об- служивания клиентов могут способ- ствовать достижению успеха. Не стоит сбрасывать со счетов и ре- гуляторные барьеры. Необходимо соблюдать международные и нацио- нальные регуляторные требования, включая вопросы частотного регу- лирования. Активное взаимодей- ствие с регуляторами и участие в международных форумах могут по- мочь в решении этих вопросов. Для успешной реализации проекта “Рассвет” важно учитывать указан- ные вызовы и активно работать над их преодолением, разрабатывая конкурентоспособные коммерческие стратегии. Но пока нет информации о реализа- ции абонентских терминалов, при- емлемых по цене и эксплуатацион- ным параметрам для массового рынка. Если обратиться к опыту Starlink, то известно, что стоимость каждого терминала субсидируется из средств компании-оператора SpaceX. Как этот процесс будет ор- ганизован в ООО “Бюро 1440”, не- понятно. Виктор Стрелец Система “Рассвет” сформирована и стартовала на энтузиазме и сред- ствах бизнес-структур. Как любой успешный стартап, имеющий боль- шую важность для страны, должен получить государственную финансо- вую и правовую поддержку. Обес- печение частотно-орбитальным ре- сурсом и его международно-право- вая защита тоже важны для разви- тия системы. Павел Тырин, Владимир Уваров Действительно, о техническом суще- стве системы “Рассвет” нет сведе- ний. Имеются только общая инфор- мация рекламного характера и за- явления, что это будет российский Starlink. Если принять за основу, что это система типа Starlink, то все проблемы Starlink, отмеченные выше, относятся и к системе “Рас- свет”. Но усугубляются они еще и тем, что спутников в составе орби- тальной группировки “Рассвет” пла- нируется меньше почти на два по- рядка. В итоге придется сканиро- вать лучом АФАР абонентского тер- минала не менее +/-70°. Себестои- мость такой АФАР будет несколько сотен тысяч рублей, и ближе к мил- лиону рублей. Для снижения себе- стоимости АФАР нужно уменьшать сектор сканирования луча. Для это нужно принципиально увеличивать число спутников, как в Starlink, то есть решения разумного нет. 4. В 2024 г. появились сведения о проекте от ООО “Газпром СПКА”, в котором спутниковая группировка предполагается из 78 КА типа “микро” на шести поляр- ных орбитах 1200–1300 км, о про- екте АО “РЕШЕТНЁВ” с 1980 КА c массой от 200 до 400 кг на орби- тах 350/580/680 км. Сведений технического характера об этих проектах мало, но все же целесо- образно задать вопрос: насколько актуальны и реализуемы такие про- екты? Александр Акимов Не имея многоразовых средств до- ставки КА на орбиту, заниматься разработкой таких систем нецелесо- образно. Виктор Алёшин Проект ООО “Газпром СПКА”, рассчитанный на обслуживание тер- ритории России с минимальным углом места в 25°, представляется весьма актуальным для целого ряда практических приложений и вполне реализуемым. Однако возможность создания отечественного космиче- ского аппарата для данного проекта в классе “микро” (до 100 кг) весьма сомнительна. Проект АО “РЕШЕТНЁВ” с 1980 спутниками на разновысотных ор- битах непонятно для чего предна- значен и вряд ли реализуем в на- стоящее время в России. Если он предназначен для фиксированного ШПД, то в России такой потребно- сти нет: волоконно-оптическая связь быстро проникает в самые отдален- ные и труднодоступные населенные пункты страны; если для предостав- ления услуг подвижной спутнико- вой службы, то сначала необходимо решить проблему формирования земного сегмента сети спутниковой связи, в первую очередь создания приемлемых по цене абонентских терминалов с АФАР. По-видимому, это просто “обезь- янничание” – очередная попытка копирования системы Starlink Илона Маска. Светлана Водянова У нас имеются сведения практиче- ски о всех предлагаемых проектах, но это сведения верхнего уровня, которые не дают возможность сде- лать заключение о целесообразности или нецелесообразности проекта. Положительным в этом процессе яв- ляется то, что идет поиск решений и повышение квалификации коллек- тивов компаний, предлагающих эти проекты. Андрей Гриценко В настоящее время в РФ нет адек- ватного проекта спутникового ШПД на LEO. Но поиск вариантов реализации этого сервиса, на мой взгляд, актуален. Другое дело, что от АО “РЕШЕТНЁВ” мы уже много лет ждем развертывания ор- битальных группировок систем “Экспресс-РВ” и “Марафон IoT”. Каждый год приходится обновлять новые даты вывода спутников. Может быть, сейчас главное для них – это реализовать уже готовые проекты, а не распыляться на новые... Борис Локшин ООО “Газпром СПКА” является частной компанией, принадлежащей серьезному владельцу – ПАО “Газ- пром”. Если головная компания го- това вложить 30–50 млрд руб. в создание низкоорбитальной системы неясного назначения (для ШПД 20 www.rscc.ru Стратегический партнер выпуска

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw