Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2025
1. Как вы оцениваете потенциал рынка D2D в мире и в России? На- сколько велик потенциал этого рынка? Виктор Алёшин Потенциал рынка – теоретически возможный максимальный объем рынка оценивается не только (и не столько) потенциальными потреб- ностями покупателей товаров и услуг, но и их платежеспособ- ностью. Поскольку затраты на соз- дание и эксплуатацию многоспут- никовой системы будут огром- ными, то и услуга D2D (примени- тельно к смартфонам) не может быть дешевой. При этом надо учи- тывать, что эта услуга – лишь пе- редача коротких сообщений (на- пример, аварийного характера, типа “кнопка жизни”), она может никогда и не понадобиться або- ненту, но абонентскую плату за эту услугу придется вносить посто- янно. По существу, это страховка, а русский человек привык наде- яться “на авось”. Поэтому потен- циал рынка D2D, во всяком случае в России, невелик. Светлана Водянова Исследования J’son & Partners Con- sulting показывают, что рынок D2D, ориентированный на примене- ние прямой связи между устрой- ствами мобильных наземных сетей и спутниками, может быть очень значительным, средний чек для або- нента будет составлять примерно $2 в месяц и в пределах $1–2 для пря- мого подключения оконечных устройств сетей IoT при предостав- лении типовых сервисов. Потенциал рынка D2D в мире, при консервативной оценке, может до- стигать 1% от всех подключений в сотовых сетях и составляет при- мерно 41 млн, то есть только за счет физических абонентов потенциаль- ный объем равняется $1 млрд в год. В России этот потенциал меньше, пропорционально числу абонентов сотовых сетей, и может составить, по нашим оценкам, не более $25 млн в год. Андрей Гриценко Для спутниковых систем D2D парк абонентских станций уже готов, развернут и даже находится в экс- плуатации. Остается просто развер- нуть спутниковую составляющую. На мой взгляд, очевидно, что про- цент числа абонентов, которые под- ключатся к новой услуге, будет пол- ностью определяться ценой такой услуги и ее качеством. Очевидно также, что подключение абонентов должно быть достаточно массовым. И если не получится с приемлемой 40 Виктор Алёшин Начальник лаборатории моделирования телекоммуникационных спутниковых систем ФБГУ НИИР, к.т.н., с.н.с. Светлана Водянова Генеральный директор компании J’son & Partners Consulting Андрей Колесников Директор Ассоциации интернета вещей Олег Ментус Директор научно-технического центра космических систем НИИ Радио Алексей Пивкин Заместитель генерального директора по стратегическому развитию АО “Организация “Агат” Андрей Сафронов Начальник отдела Центра исследова- ния подвижной связи ФГБУ НИИР, к.в.н., доцент Андрей Гриценко Генеральный директор АО “ИКЦ “Северная Корона”, к.т.н.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw