Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2025
обязательно. В этом случае зона обслуживания будет определяться положением станций сопряжения (шлюза). Если шлюз принадлежит другому государству, но размещен вблизи границ с РФ, то зона об- служивания такой D2D-системы может “накрывать” территорию РФ и проблема контроля трафика будет присутствовать. Однако раз- мер такой зоны обслуживания определяется прежде всего высотой орбиты спутников D2D. Поэтому “масштаб бедствия” (какая часть территории РФ будет “накрыта” зоной обслуживания, а с точки зре- ния ЭМС – это зона помех) нужно будет оценивать персонально для каждой такой системы. И на мой взгляд, решить эту проблему будет непросто. Андрей Колесников Не понимаю, что такое контроль трафика при наличии доступных инструментов криптографии. Олег Ментус Скорее всего, вопрос не техниче- ский, а организационный. Есть при- мер с системой Iridium, которая по- строила станцию приземления тра- фика в Ижевске для соблюдения правил по СОРМ в России, при этом количество “серых” резко сни- зилось. Возможно, с этой целью придется пересмотреть национальные пра- вила СОРМ в части ужесточения контроля трафика спутниковой связи и разрешения работы для ино- странных систем спутниковой связи на территории России. Алексей Пивкин, Мария Спасская На наш взгляд, проблемы конт- роля трафика в российских сетях D2D не будет. Рыночный потен- циал D2D в значительной мере об- условлен эффективностью взаимо- действия с наземными россий- скими операторами связи, в сетях которых осуществляется контроль трафика. Интеграция наземных и спутнико- вых сетей связи, способствующая развитию рынка D2D, является возможной благодаря развитию технологии NTN (англ. Non-Ter- restrial Networks – “неназемные” сети) в спецификациях, выпускае- мых международным консорциу- мом 3GPP. Эти работы получили отражение в Релизе 17 стандартов, опубликованных в декабре 2022 г., и будут продолжены в следующей версии. Но возможен и вариант, который предполагает предоставление на территории России прямого кон- такта смартфонов и спутников D2D, имеющих станцию сопряжения вне России. Это уже задача междуна- родных соглашений, которые пока не сформированы в инфраструктуре МСЭ. Андрей Сафронов Безусловно, создание глобальных систем D2D действительно может вызвать ряд проблем, связанных с контролем трафика. Прежде всего следует отметить, что возможность использования гло- бальных систем D2D в реальности будет ограничена законами и дру- гими нормативными правовыми ак- тами каждой конкретной страны. Это может быть существенным ограничением и для производителей оборудования, и для конечных пользователей, так как они рискуют нести уголовную ответственность за незаконное использование спутни- ковых средств связи. Глобальное внедрение систем D2D потребует выработки единых техно- логических стандартов в мировом масштабе, что на данный момент яв- ляется нетривиальной задачей. Решение проблемы контроля тра- фика потребует комплексного под- хода с реализацией как регулятор- ных, так и технических мер. Технические меры могут включать решения по реализации абонентских сценариев, дифференцированию управления трафиком для каждого абонента или их групп, схем тари- фикации, соответствующих алгорит- мов управления трафиком и прио- ритизации данных. Виктор Стрелец Контроль трафика абонентов сото- вых сетей и сетей ПСС в глобаль- ных системах D2D с прямым кон- тактом со смартфонами является одной из сложных задач как в тех- ническом отношении, так и при ре- гулировании доступа таких систем на национальные территории. Многие страны требуют у опера- тора спутниковой системы D2D приземления и контроля трафика через станцию сопряжения, разме- щенную на либо на территории данной страны, либо соседней, с дальнейшей передачей трафика через наземные сети. Юрий Урличич Сегодня все российские сети связи общего пользования имеют оборудо- вание СОРМ для контроля тра- фика. Аналогичные средства есть и в зарубежных сетях связи. При наличии зарубежной системы D2D, если оператор этой системы захочет предоставить услугу на территории России, контроль тра- фика на территории России невоз- можен. Эта проблема решается за счет создания российской системы D2D и формализации международ- ных правил о межоператорском взаимодействии для “дополнитель- ного обслуживания из космоса”, которые целесообразно разрабо- тать и предложить для их одобре- ния на ВКР-27. 5. В России известен проект типа D2D применительно к IoT, это проект “Марафон IoT”, идеология которого сформирована еще в 2017–2018 гг. и предполагала обслуживание России и друже- ственных стран. Какие достоинства и недостатки этого проекта вы мо- жете отметить с позиции 2024 г.? Светлана Водянова Сегодня ситуация в области спутни- кового IoT существенным образом меняется, поскольку появляются новые технологии и принципиально изменяются правила радиочастот- ного обеспечения во всем мире. До- стоинства проекта “Марафон IoT” остаются неизменными. Это гло- бальный охват Земли, бесшовное предоставление услуги и возмож- ность построения защищенных от внешнего воздействия националь- ных спутниковых сетей IoT. По сути, это проект D2D, который опе- редил свое время, в данной системе предусмотрен режим реального вре- мени, сегодня требуется принципи- альное ускорение его реализации. Еще в 2018 г. J’son & Partners Con- sulting прогнозировала, что начало первых запусков КА состоится в 2023 г., однако сроки отклады- ваются. Особого внимания требуют органи- зационно-технические аспекты про- екта, которые подразумевают согла- сование разных интересов головного разработчика и будущего оператора системы, который определился в этом году. По мнению J’son & Part- ners Consulting, требуется разра- 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw