Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2025
учать на предмет ее перенимания подходящими форумами. При этом, несмотря на все усилия, принимаемые международными орга- низациями на протяжении десятков лет, проблема долгосрочной устойчи- вости космической деятельности (ДУКД) не только остается актуаль- ной, но и обостряется с каждым годом. В настоящее время в международном космическом праве отсутствуют [5]: l обязывающие положения о пред- отвращении образования космиче- ского мусора; l обязывающие положения об уборке космического мусора; l гармонизированные юридически обязательные положения о защите космической среды от космиче- ского мусора на национальном уровне; l механизмы принуждения в любой из этих областей. Решающее значение имеет нацио- нальная реализация международ- ных обязательств по космическому праву. Принятие этой ответственно- сти в национальном разрешении и надзоре пока не является всеобщим, в отличие от телекоммуникацион- ного права, которое имеет давнюю практику. У силия национальных администраций Этапы развития усилий по обеспече- нию устойчивости космоса значи- тельно различаются по всему миру. Экономически развитые страны в первую очередь направляют усилия на обеспечение устойчивости кос- моса. Они создали нормативные рамки или внедрили стратегии уменьшения засоренности космоса и инвестировали в исследования и разработки для решения проблемы космического мусора и устойчивого использования космического про- странства. Напротив, развиваю- щиеся страны часто испытывают трудности с формулированием по- литики и с технологическими воз- можностями, что препятствует эф- фективным мерам по обеспечению устойчивости космоса. Р оссия В Федеральном законе Российской Федерации № 5663-I 1993 г. “О кос- мической деятельности” сформули- рованы следующие принципы: l содействие поддержанию мира и международной безопасности с использованием достижений космической науки и техники; l обеспечение безопасности косми- ческой деятельности и охраны окружающей среды; l международная ответственность Российской Федерации за осу- ществляемую космическую дея- тельность. Российские специалисты принимали активное участие в создании Руково- дящих принципов COPUOS, Руко- водящих принципов предупреждения образования космического мусора, разработанных Межагентским коор- динационным комитетом по космиче- скому мусору (IADC), а также меж- дународных стандартов (ISO) изго- товления космической техники. Национальным механизмом реализа- ции требований Руководящих прин- ципов COPUOS и IADC является национальный стандарт ГОСТ Р 52925–2018 “Изделия космической техники. Общие требования к косми- ческим средствам по ограничению техногенного засорения околозем- ного космического пространства”. Основными требованиями являются правило увода космических аппара- тов с орбиты в течение 25 лет, а также так называемая пассивация для исключения риска взрыва кос- мического аппарата. С ША Соединенные Штаты являются миро- вым лидером по числу ежегодных космических запусков и количеству космических аппаратов на орбитах, во многом благодаря американской компании SpaceX. За счет использо- вания возвращаемых ступеней ракет SpaceX достигла частоты запусков более двух пусков в неделю. Спутни- ковая группировка Starlink в настоя- щее время насчитывает более 6 тыс. действующих космических аппара- тов, и планируется, что это число вы- растет примерно в два раза к 2027 г. Космическая деятельность в США регулируется рядом нормативных до- кументов, разрабатываемых как На- циональным космическим агентством США (NASA), так и Федеральной комиссией по частотам (FCC). В 2022 г. FCC приняла новые пра- вила в отношении космического му- сора, согласно которым космические аппараты, заканчивающие свою жизнь на орбитах на высоте 2 тыс. км или ниже, должны будут сойти с орбиты как можно скорее и не позд- нее чем через пять лет после оконча- ния своей миссии. Правило вступило в силу в 2024 г. как для спутников, лицензированных в США, так и для компаний, стремящихся получить до- ступ на рынок США. А встралия Австралия, как один из основателей COPUOS, активно реализует Руко- водящие принципы ООН по долго- срочной устойчивости космической деятельности. Это подтверждается законом о космосе “Запуски и воз- враты” 2018 г., основным законода- тельным актом, регулирующим кос- мическую деятельность в Австралии и австралийских граждан за рубе- жом. Закон дополняется Общими правилами космоса “Запуски и воз- враты” 2019 г., в которых изла- гаются подробные требования и стандарты для космических опера- ций, включая Экологический план для строительства и эксплуатации стартовых комплексов и Стратегию уменьшения мусора при запусках космических объектов. Б разилия Бразилия установила правила для решения проблем, связанных с круп- номасштабными негеостационарными спутниковыми системами. Закон от 2024 г. о национальной космической деятельности определяет нормы для космической деятельности в Брази- лии. Он устанавливает структуру ли- цензирования для космической дея- тельности, требуя от бразильских космических операторов получения надлежащего разрешения и поддер- жания финансовых гарантий. Со- гласно законодательству, требуется проведение общественных консульта- ций перед распределением полос ча- стот для спутниковых систем, что на- правлено на обеспечение честной конкуренции и доступа к рынку. Бразилия также внесла свой вклад в новую Резолюцию по устойчивому развитию космоса на Ассамблее ра- диосвязи и активно участвует в дея- тельности Управления ООН по кос- мосу, связанной с устойчивым разви- тием космоса. К итай По состоянию на апрель 2024 г. на НГСО находилось более 500 спут- ников. Китай стремится стать миро- вой космической державой к 2045 г. Правительство страны активно следует руководящим принципам COPUOS по устойчивости космоса и усилило свою нормативную базу для космической деятельности, опубликовав новые стандарты управления малыми спутниками 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw