Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2025

ного договора, Регламента радио- связи, регулярно обновляемого на проводимых раз в четыре года ВКР. О б увеличении числа заявок на многоспутниковые системы Согласно Руководящим принципам обеспечения долгосрочной устойчи- вости космической деятельности ООН [6] государства и междуна- родные межправительственные ор- ганизации должны обеспечивать вы- полнение процедур Регламента ра- диосвязи, установленных МСЭ для линий космической радиосвязи. По информации директора Бюро Радиосвязи (БР) [7], в 2016 г. БР обработало 56 заявок на негеоста- ционарные спутниковые (НГСО) системы. В 2017 г. это число уве- личилось до 159, а затем до 377 в 2022 г. В 2023 г. количество заявок на НГСО-системы возросло до 569. Директор БР привел данные по за- явкам на НГСО-сети, согласно ко- торым, в случае ввода в действие всех этих заявок, в 2030 г. количе- ство действующих спутников будет составлять 1,7 млн. При этом даже в случае реализации 1% заявленных систем обеспечение безопасной и беспомеховой работы станет труд- новыполнимой задачей. Следует также отметить, что в настоя- щее время растет число заявок на НГСО-системы, состоящие из сотен и тысяч спутников, в полосах частот, не подлежащих процедуре координации [8]. Резко возросло также число за- явок на спутниковые системы по п. 4.4 РР (рис. 4), позволяющему за- являть системы, не соответствующие таблице распределения полос частот РР и обходить стандартные про- цедуры заявления и координации. При этом многие из таких систем предназначены для оказания массо- вых услуг конечным пользователям. Во избежание такого неконтроли- руемого и нерационального заявле- ния НГСО-систем следует пересмот- реть регуляторные процедуры, свя- занные с их заявлением, координа- цией и вводом в действие, а также правила применения п. 4.4. РР. Следует также отметить, что си- стемы с большим количеством кос- мических аппаратов в различных ор- битальных плоскостях представляют собой очень сложные сценарии для моделирования и последующего определения суммарной помехи, соз- даваемой такими системами. При этом в настоящее время в МСЭ отсутствуют какие-либо критерии, позволяющие определить необходи- мое и рациональное число спутни- ков, которое могло бы обеспечить работу системы. Отсутствуют также какие-либо проверки в отношении того, сколько систем и сколько спутников одновременно заявляется в совпадающих орбитальных плос- костях. Мегагруппировки НГСО должны проектироваться и отвечать опреде- ленным эксплуатационным требова- ниям, которые должны исключать препятствия для использования спектра и орбитальных ресурсов другими спутниковыми системами и не должны создавать помехи для их работы. О создании международной системы контроля околоземного космического пространства В соответствии с разделом “Решает” Резолюции 186 (пересм. Бухарест 2022 г.) об усилении роли МСЭ в отношении мер по обеспечению прозрачности и укреплению доверия в космической деятельности необхо- димо способствовать распростране- нию информации и обмену передо- вым опытом при развитии и исполь- зовании спутниковых сетей/систем радиосвязи, в том числе для преодо- ления цифрового разрыва и повы- шения надежности и доступности спутниковых сетей/систем. В целях соблюдения положений Рег- ламента радиосвязи была организо- вана Международная система радио- контроля, призванная сделать до- ступной для всех администраций ин- формацию, связанную со средствами спутникового контроля, для рас- смотрения случаев вредных помех. Аналогично может быть организо- вана Международная система конт- роля состояния околоземного кос- мического пространства на основе обмена информацией соответствую- щими национальными системами. По отношению к потенциальным опасным ситуациям все участники космической деятельности находятся в равном положении, поэтому прин- ципы построения и функционирова- ния системы должны определяться на основе консенсуса и демонстра- ции наиболее значимых положитель- ных результатов ее работы. О задачах МСЭ на перспективу Государства и организации должны смотреть на долгосрочную устойчи- вость космической деятельности не как на неразрешимую проблему, а как на вызов, который мы должны принять, и предпринять все действия правового, организацион- ного и технического характера для обеспечения будущего в космосе. Эксперты и правительства осознают основные действующие риск-факторы и предприняли некоторые начальные шаги для учета этих факторов, в том числе приняв в 2019 г. консенсусом не имеющие обязательной силы Руко- водящие принципы обеспечения дол- госрочной устойчивости космической деятельности Комитета ООН по ис- пользованию космического простран- ства в мирных целях. Однако, как отмечается в Концеп- туальной записке Генерального сек- ретаря ООН №7 для “Нашей общей повестки дня” – Для всего человечества: будущность управле- 74 П роцент числа заявок по п. 4.4 РР Рис. 3

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw