Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2025

ния космической деятельностью – заниматься этой проблемой непро- сто из-за разнообразия новых игро- ков и видов деятельности, нехватки общей осведомленности и обмена сведениями о расположении, траек- тории и расчетном поведении косми- ческих объектов, пробелов в способ- ности субъектов космической дея- тельности маневрировать своими спутниками и разногласий по по- воду того, кому отдается преимуще- ство при движении. В настоящее время национальные и региональные структуры коорди- нируют космическое движение, пользуясь разными наборами стандартов, передовых наработок, определений, языков и настроек на интероперабельность. Из-за этого возникает относительная нескоорди- нированность, увеличивающая раз- рыв для стран с меньшими космиче- скими возможностями, что затруд- няет эксплуатацию ими своего ограниченного ассортимента косми- ческих средств во все более услож- няющейся среде Недостает также консенсуса относи- тельно порядка сообщения о тех или иных рисках и их устранений. Это особенно актуально для субъектов из частного сектора или для стран с ограниченными космическими воз- можностями. Не существует уста- новленных регламентов (кроме тех, которыми защищены пилотируемые космические полеты), определяю- щих, какой из объектов должен сме- ститься и на какой орбитальный уровень. Данный вопрос анализируется и рассматривается Комитетом по ис- пользованию космического про- странства в мирных целях, однако согласованную международную платформу для мониторинга рисков и оценки потенциальных послед- ствий орбитального столкновения выработать пока не удается. Генеральный секретарь МСЭ Дорин Богдан-Мартин, выступая на Фо- руме по космической устойчивости МСЭ [9], отметила, что для МСЭ устойчивая космическая среда – это среда, свободная от вредных радио- помех, а также от мусора, который представляет значительную опас- ность для спутников, включая фи- зические столкновения, которые в конечном итоге препятствуют эф- фективному использованию ресур- сов спектра и орбиты. Мы должны сделать все возможное, чтобы не по- ставить под угрозу прогресс, кото- рый обеспечивают спутниковые си- стемы в достижении цели всеобщей, значимой связи. МСЭ может и должен выступить в качестве согласованной междуна- родной платформы космической устойчивости, на которой госу- дарства – члены МСЭ совместно с правительственными и неправитель- ственными, коммерческими и не- коммерческими организациями, на- учными подразделениями и обще- ственными объединениями смогут разработать прочную междуна- родно-правовую базу долгосрочной устойчивости космической деятель- ности на основе Руководящих прин- ципов, разработанных Комитетом ООН по использованию космиче- ского пространства в мирных целях. Должны быть также учтены и про- анализированы концепции, предло- жения и решения различных прави- тельственных и неправительствен- ных организаций и в части “концеп- ции нулевого мусора”, управления космическим движением, требова- ниям к проектированию спутников по устойчивости и требований по срокам и методам увода спутников с орбиты и т.д. На Форуме по космической устой- чивости МСЭ прозвучал призыв, что пора всем участникам, связан- ным с рассмотрением вопросов кос- мической устойчивости, руковод- ствоваться принципом “От разделе- ния ответственности – к объедине- нию усилий!”. З аключение Роль международных организаций системы ООН, и особенно МСЭ, в вопросах обеспечения долгосроч- ной устойчивости космической дея- тельности возрастает в связи с рез- ким увеличением количества запус- ков и планируемым развертыванием большого числа многоспутниковых систем различного назначения. Международные и региональные организации, отдельные страны, объединения/ассоциации спутнико- вых операторов изучают и разраба- тывают предложения, направленные на решение проблем совместного и равноправного использования ра- диочастотного спектра и связанных с ним спутниковых орбит, удаления космического мусора, управления движением космическими аппара- тами, обменом информацией о со- стоянии космического пространства и другими важными аспектами. Государства – члены МСЭ приняли Резолюцию 219 (ПК-22, Бухарест) и Резолюцию МСЭ-R 74 (АР-23, Дубай), в которых Сектору радио- связи поручено в срочном порядке провести ряд изучений и выработать рекомендации по долгосрочной устойчивости космической деятель- ности. В материалах МСЭ предлагается всем заинтересованным сторонам при подготовке решений по долго- срочной устойчивости космиче- ской деятельности руководство- ваться приведенным выше прин- ципом: “От разделения ответ- ственности – к объединению уси- лий!”. Л итература 1. Концептуальная записка 7 для “Нашей общей повестки дня”: Для всего человечества: будущность управления космической деятель- ностью. ГА ООН. A/77/CRP.1/Add.6. 2023 г. 2. Заключительные акты Полномоч- ной конференции Бухарест, Между- народный союз электросвязи. 2022 г. 3. Резолюции, Ассамблея радио- связи (АР-23), Дубай, 13–17 ноября 2023 г. 4. Making Room in a Crowded Space: Solutions for Space Sustain- ability. Siok Tan, Sofiah Jamil. Welchman Keen. 2024. 5. Доклад президента Международ- ного института космического права, г-на Кай-Уве Шрогла. Форум по устойчивости космической деятель- ности. МСЭ, Женева, Швейцария. 2024 г. 6. Руководящие принципы обеспече- ния долгосрочной устойчивости кос- мической деятельности. Записка сек- ретариата, A/AC.105/C.1/L.367, Комитет по использованию космиче- ского пространства в мирных целях, 61 сессия, Вена, 20–29 июня 2018 г. 7. Доклад директора Бюро Радио- связи МСЭ, г-на Марио Маневича. Форум по устойчивости космиче- ской деятельности. МСЭ, Женева, Швейцария. 2024 г. 8. Доклад председателя Радиорегла- ментарного комитета, г-на Ивона Анри. Форум по устойчивости кос- мической деятельности. МСЭ, Же- нева, Швейцария. 2024 г. 9. Вступительная речь Генераль- ного секретаря МСЭ, г-жи Дорин Богдан-Мартин. Форум по устой- чивости космической деятельно- сти. МСЭ, Женева, Швейцария. 2024 г. l 75 2025 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw