Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2023
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 21 няется на реконструкцию и капитальный ремонт. Проектные решения: к) описание мероприятий и обоснование про- ектных решений, направленных на предотвра- щение несанкционированного доступа на объ- ект физических лиц, транспортных средств и грузов, диких животных – для объектов про- изводственного назначения; л) описание технических средств и обоснование проектных решений, направленных на обнару- жение взрывных устройств, оружия, боеприпа- сов, – для зданий, строений, сооружений соци- ально-культурного и коммунально-бытового назначения, нежилых помещений в многоквар- тирных домах, в которых, согласно заданию на проектирование, предполагается единовремен- ное нахождение в любом из помещений более 50 человек и при эксплуатации которых не предусматривается установление специального пропускного режима; м) схемы расположения технических средств и устройств, предусмотренных проектными реше- ниями, указанными в подпунктах "к" и "л" настоящего пункта, теперь разрабатываются в разделе 10 "Требования к обеспечению без- опасной эксплуатации объектов капитального строительства". Раздел 13 "Иная документация в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации" Теперь явно содержит требования по разработ- ке мероприятий по противодействию террориз- му для объектов использования атомной энер- гии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактив- ных веществ), опасных производственных объ- ектов, определяемых таковыми в соответствии с законодательством Российской федерации, особо опасных, технически сложных, уникаль- ных объектов, объектов обороны и безопасно- сти в подпункте б.1. Для линейных объектов раздел 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения" Содержит: подпункты м(1)) описание и обосно- вание проектных решений при реализации тре- бований, предусмотренных статьей 8 феде- рального закона "О транспортной безопасно- сти", х(1)) схемы, предусмотренные подпункта- ми "б" – "г", "е" и "з" п. 6 требований по обес- печению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транс- порта на этапе их проектирования и строитель- ства, утвержденных постановлением Прави- тельства Российской федерации от 31 декабря 2020 г. № 2418 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства". Раздел 4 "Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта" Содержит: в) сведения о проектной документа- ции, применяемой при проектировании зданий и сооружений, проектируемых в составе линей- ного объекта. Раздел 5 "Проект организации строительства" Содержит: н(1)) описание проектных решений и мероприятий по реализации требований, предусмотренных пунктом 8 требований по обеспечению транспортной безопасности объ- ектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденных постановлени- ем Правительства Российской федерации от 23 января 2016 г. № 29 "Об утверждении тре- бований по обеспечению транспортной без- опасности объектов транспортной инфра- структуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства и требований по обеспечению транспортной безопасности объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфра- структуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспорт- ной инфраструктуры и отнесенных в соответ- ствии с земельным законодательством Рос- сийской федерации к охранным зонам земель транспорта, и о внесении изменений в Поло- жение о составе разделов проектной докумен- тации и требованиях к их содержанию". Объекты ТЭК и требования транспортной безопасности Для многих объектов ТЭК, использующих для транспортной логистики железнодорожный или водный транспорт, с 1 марта 2023 г. возникнет необходимость выполнять требова- ния транспортной безопасности, определен- ные федеральным законом от 09.02.2007 г. № 16-фз "О транспортной безопасности" для участков необщего пользования, на которых осуществляются подача и уборка вагонов с грузами повышенной опасности (подпункт в) пункта 2 Перечня, утвержденного постановле- нием Правительства Российской федерации от 15 сентября 2020 г. N 1442), а также для зданий, сооружений и помещений, в том числе гидротехнических, для обслуживания транспортных средств внутреннего водного транспорта, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности, на перевозку которых требуется специальное разрешение, в составе причалов, портов (пристаней), дебаркадеров, стоечных судов, расположен- ных на внутренних водных путях (подпункт в) пункта 5 Перечня, утвержденного постанов- лением Правительства Российской федерации от 15 сентября 2020 г. № 1442), в связи с вступлением в силу постановления Прави- тельства Российской федерации от 10.03.2022 г. № 341 "Об утверждении переч- ня видов грузов повышенной опасности". К таким грузам повышенной опасности относят- ся, например, бензины, другие нефтепродукты в соответствии с перечнем. Об объектах транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов ТЭК При проектировании объектов ТЭК также вызывает вопрос применение требований ст. 6 федерального закона от 21.07.2011 г. № 256-фз "О безопасности объектов топ- ливно-энергетического комплекса" в части объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов топлив- но-энергетического комплекса и обеспечи- вающих их функционирование (ч. 2 ст. 6). При применении этой нормы необходимо учи- тывать требования ч. 4 ст. 6 о том, что особен- ности защиты объектов транспортной инфра- структуры, расположенных в границах объ- ектов топливно-энергетического комплекса, от актов незаконного вмешательства могут уста- навливаться федеральным органом исполни- тельной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулиро- ванию в сфере топливно-энергетического ком- плекса, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной поли- тики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Значение предпроектных этапов разработки проектной документации Еще хотелось бы отметить влияние на конечный результат разработки проектной документации предпроектных этапов. в процессе проведения экспертизы видно, что результат проектных работ зависит от качества предпроектной подготовки и ее продукта – технического задания на проектирование (модернизацию, реконструкцию) инженерно- технических средств охраны объекта ТЭК. наи- более проработанная проектная документация представляется в тех случаях, когда заказчиком был проведен полный цикл предпроектной подготовки и наиболее подробно указаны тре- бования проектной организации на проекти- рование. в этом случае, как правило, при рас- смотрении проектной документации отсут- ствуют критичные замечания, а выявляемые несоответствия легко устранимы в короткие сроки проектной организацией в период про- ведения государственной экспертизы. Новые вызовы для безопасности объектов ТЭК в заключение необходимо сказать о том, что события прошедшего 2022 г. доказали необходимость выполнения работ по антитер- рористической защите объектов ТЭК и поста- вили перед нами новые вызовы. необходимо уточнять модель нарушителя. необходимо корректировать нормативно-правовые акты в области антитеррористической защиты, в том числе и объектов ТЭК. Легкодоступность новых технических средств для совершения несанкционированных действий, таких как беспилотные летательные аппараты и другие, требуют от нас ответных действий, нейтрали- зующих эти угрозы. Эксперты будут применять эти изменения в нормативно-правовых актах по мере их при- нятия для более полного соответствия разра- ботанных проектных решений современным вызовам. n www.secuteck.ru февраль – март 2023 СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь ОБъЕКТОв ТЭК, нЕфТЕгаза, КвО Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw