Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 28 Р азвитие и широкое внедрение в хозяйствен- ную и бытовую деятельность различных робототехнических комплексов (РТК), в первую очередь беспилотных авиационных систем (БаС), происходит быстрыми темпами. По оценке ассоциации "аэронет", в России имеется от 30 до 50 тыс. любительских БаС, не считая авиамоделей и коммерческих БаС. По прогно- зам, к 2035 г. в воздушном пространстве Рос- сийской федерации постоянно будут находить- ся порядка 100 тыс. беспилотных воздушных судов (БвС). Ожидаемое количество БвС потре- бительского сегмента в Рф на 2025 г. составляет порядка 2,5 млн единиц. Угроза применения БВС в противоправных целях Доступность и повышение функциональных возможностей БаС делает привлекательным их применение в противоправных целях, таких как: l несанкционированный сбор информации; l причинение ущерба промышленным объ- ектам; l создание угрозы жизни и здоровью людей; l координация действий при незаконных про- никновениях на охраняемые объекты; l доставка запрещенных предметов и т.д. Современные малые БаС способны не только вести оптическую разведку или наблюдение на заданной территории, но и сопровождать кон- кретный объект в течение длительного време- ни. БвС могут перевозить и доставлять опасные грузы на охраняемые объекты. в качестве груза может быть взрывчатое вещество или само- дельное взрывное устройство, ядовитые или отравляющие вещества, что превращает БвС в средство для осуществления диверсионных и террористических акций. наиболее популяр- ные коммерческие БаС, например распростра- няемые под брендом DJI (Китай), позволяют нести на себе самодельные взрывные устрой- ства и малые боеприпасы (к примеру, 40-мил- лиметровые гранаты от подствольных гранато- метов), в том числе при помощи штатно под- ключаемых и доступных на рынке систем креп- ления и сброса груза. на целом ряде объектов ТЭК уже неоднократно предпринимались резонансные попытки совер- шения актов незаконного вмешательства (анв) террористической направленности с применени- ем БвС. Так, 22 июня 2022 г. с помощью БвС произведена атака на новошахтинский завод нефтепродуктов, в результате которого произо- шел значительный пожар, а деятельность пред- приятия была временно приостановлена. в Сева- стополе с применением БвС 27 октября 2022 г. был совершен анв на Балаклавской ТЭС. И хотя нормативная база в сфере БвС постоянно совершенствуется, неуклонно растет угроза применения БвС в противоправных целях. Нормативно-правовые проблемы противодействия БАС Можно выделить следующие проблемные вопросы, связанные с обеспечением защиты объектов ТЭК от совершения актов незаконного вмешательства с применением БвС: l нормативно-правовые проблемы организа- ции защиты объектов ТЭК от анв с примене- нием БвС; l нормативно-технические проблемы форми- рования комплексов технических средств обнаружения и противодействия (КТСП) БвС; l технические проблемы в области обнаруже- ния БвС; l нормативно-технические проблемы в области противодействия БвС. нормативные правовые проблемы противодей- ствия БаС связаны с отсутствием в ряде случаев у сил, задействованных в обеспечении безопас- ности объектов ТЭК, полномочий по пресечению полета БвС. Перечень организаций, осуществ- ляющих охрану объекта ТЭК определяются дей- ствующими нормами федерального закона № 256-фз "О безопасности объектов топливно- энергетического комплекса" от 21 июля 2011 г. Согласно положениям федерального закона № 404-фз ряд силовых структур наделены пра- вом противодействовать БаС, подобными же полномочиями при охране объектов наделены войска национальной гвардии Российской федерации. Последние изменения в федераль- ный закон от 14 апреля 1999 г. № 77-фз "О ведомственной охране", внесенные феде- ральным законом от 29.12.2022 № 638-фз "О внесении изменений в федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской федерации", наделяют данными полномочиями ведомственную охрану. в настоящее время прорабатывается вопрос наделения полномочиями по пресечению пере- мещения БвС в воздушном пространстве охра- няемого объекта частных охранных организа- ций, осуществляющих обеспечение безопасно- сти подобных объектов. Отсутствие общепринятой классификации БАС Другая проблема – отсутствие общепринятой классификации БаС, а также технических средств и комплексов по противодействию им. Естественной границей разделения малых и средних БвС является взлетная масса в 30 кг, определяемая воздушный кодексом Российской федерации от 19.03.1997 г. Эта граница при- близительно соответствует I категории класси- фикации БвС (до 25 кг), предложенной Между- народной ассоциацией беспилотных транспорт- ных систем (UVS International). Классификация БвС большей взлетной массой проведена ассо- циацией "аЭРОнЕТ". При этом сверхмалые БвС, масса которых воздушным кодексом Россий- ской федерации на текущий момент определена в 0,15 кг, не имеют аналога по классификации Международной ассоциации беспилотных транспортных систем (UVS International) и нахо- дятся между границами подклассов "нано" (до 0,025 кг) и "микро" (до 5 кг). Отсутствие требований к КТСП БВС Что касается требований к КТСП БвС и к прави- лам обеспечения безопасности объектов от февраль – март 2023 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь ОБъЕКТОв ТЭК, нЕфТЕгаза, КвО Владимир Николаев Заместитель начальника отдела Федерального казенного учреждения "Научно-исследовательский центр "Охрана" Росгвардии Дмитрий Прошутинский Научный сотрудник Федерального казенного учреждения "Научно-исследовательский центр "Охрана" Росгвардии Технические средства обнаружения и противодействия малым беспилотным воздушным судам при защите объектов ТЭК Подходы к формированию тактико-технических требований В статье представлены подходы к оборудованию объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК) техническими средствами обнаружения и противодействия проти- воправному применению беспилотных воздушных судов

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw