Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 46 Николай Махутов Председатель комиссии РАН по техногенной безопасности, председатель секции по безопасности и правоохранительной деятельности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член-корр. РАН, д.т.н., проф. Владимир Балановский Ответственный секретарь секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, проф. Академии военных наук Таисия Шепитько Директор ИПСС РУТ (МИИТ), д.т.н., проф. Ольга Денисова Заместитель директора Московского технологического колледжа, к.п.н. Юрий Писарев Заместитель директора ИПСС РУТ (МИИТ), д.т.н., проф. Александр Чирков Помощник директора ИПСС РУТ (МИИТ) Андрей Рипецкий Заместитель зав. кафедрой НИУ МАИ, к.т.н., доц. Нина Николаева Программный директор Форумов безопасности Артем Кириллов Генеральный директор "Группа компаний Техэкспо", к.э.н. Сергей Гордеев Генеральный директор ООО "НИЦ МВС" Алексей Авдонов Генеральный директор ООО "Интерправо" В условиях высокого уровня рисков и угроз крайне важным является обеспечение каче- ства и культуры безопасности [1] критически и стратегически важных объектов промышленно- сти, транспорта и других отраслей экономики РФ [2]. В свете положений указов Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии националь- ной безопасности РФ" в целях "устойчивого раз- вития российской экономики на новой техноло- гической основе", а также "повышения эффек- тивности использования имеющихся достиже- ний и конкурентных преимуществ РФ с учетом долгосрочных тенденций мирового развития" и от 25 апреля 2022 г. № 231 "Об объявлении в РФ Десятилетия науки и технологий" одним из путей решения этой задачи становится информа- ционное моделирование. Переход на серийные ОТИ влечет за собой возрастание рисков По мере перехода от уникальных и единичных объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) к серийным увеличивается их число и интег- ральные ущербы от несоответствующего каче- ства, необеспеченности надежности и безопас- ности, резко возрастают системные риски, переходя в категорию стратегических. Величина коэффициента безопасности по стратегическим рискам достигает 0,01–0,1, при том что она должна быть больше или равна 1. В этой связи система государственного надзора за безопас- ностью и качеством на ОТИ должна охватывать широкий спектр технологий, сценариев ката- строф, методов диагностики. Одновременно при переходе от уникальных и единичных ОТИ к серийным резко возрастает риск актов неза- конного вмешательства 1 (АНВ), так как наруши- тели, изучив один ОТИ, могут разработать типо- вой сценарий и провести серию АНВ одновре- менно или по схеме "домино". В то же время величины затрат на снижение рисков значи- тельно ниже системных ущербов, наносимых экономике страны незащищенностью ОТИ. При разработке основ государственной политики, нормативно-правовой базы по обеспечению защищенности ОТИ от угроз техногенного, при- родного и террористического характера прио- ритетное значение приобретает разработка учебно-методических основ подготовки и пере- подготовки специалистов и руководителей всех уровней в области обеспечения защищенности ОТИ, анализа и управления рисками. Технологии BIM – важный инструмент для решения проблем безопасности ОТИ Комплексное системное решение проблем в области безопасности ОТИ на всех этапах их жизненного цикла на основе сочетания иннова- ций и анализа будущего, подкрепленное опе- ративным совершенствованием нормативно- правового обеспечения, позволит в кратчайшие сроки обеспечить их адаптивность к существую- щим и перспективным угрозам. Для этой цели используются технологии инфор- мационного моделирования зданий (от англ. Building Information Modeling, BIM). Сделать BIM-технологии общепринятой практикой на всех российских стройках распорядился прези- дент России Владимир Путин по итогам майско- го (2020 г.) "строительного" Госсовета. Цифровая трансформация предусматривает формирование нового взгляда на создание и управление ОТИ на всех этапах жизненного цикла, учитывающего современные технологии. Ей предшествуют автоматизация (переход в автоматический режим с ручного труда) и циф- ровизация (включает реинжиниринг – пере- осмысление процесса создания и управления ОТИ на всех этапах жизненного цикла). Препят- ствия, с которыми придется столкнуться в про- цессе цифровой трансформации, зависят от доли цифрового (искусственного) и доли чело- веческого. Эффективность внедрения цифро- вой трансформации зависит от желания исклю- чить человека из всех процессов создания и управления ОТИ и от субъективизма разра- ботчиков искусственного интеллекта. В условиях санкций переход на новый техноло- гический уровень цифровой трансформации транспортной и строительной отраслей связан с внедрением цифровых платформ и систем управления, анализом опыта работы ИТ-спе- циалистов в условиях оттока кадров, анализом проектов, реализованных в сфере импортоза- мещения. Большая часть преимуществ в этой сфере объясняется молодостью этой ниши в России, так как она не имеет большой исто- рии, затрудняющей развитие и адаптацию к новым условиям. На смену BIM приходят ТИМ-технологии Технологии информационного моделирования (ТИМ), пришедшие на смену BIM после введения санкций и цифровой трансформации, – это про- цесс коллективной разработки информации, включающий ее создание, накопление, распре- деление и использование на основе трехмерной информационной модели с учетом жизненного цикла объекта капитального строительства. После подготовки скоординированной, прове- ренной на коллизии, утвержденной ТИМ-модели февраль – март 2023 www.secuteck.ru Новый подход к управлению изменениями качества безопасности на объектах транспортной инфраструктуры В настоящее время, на этапе воссоздания российской инженерной школы и активной реализации национальной программы "Цифровая экономика", особенно актуальны задачи эффективного и безопасного функционирования сегментов транспортной инфраструктуры на всех этапах их жизненного цикла. В статье рассматриваются новые методы и подходы к их решению 1 Акт незаконного вмешательства – противоправное действие или бездействие, в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw