Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2023
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 47 на основе данных проекта к каждому элементу ОТИ (оборудование, колонны, окна...) задается дата начала и окончания монтажа, тем самым формируя динамичную ТИМ-модель 4D (3D + время). Моделирование в формате 4D особенно актуально в случае наличия каких-либо ограничений во время строительства. Ограниче- ния могут быть пространственными (например, стесненные условия строительства в плотной исторической застройке и т.д.), либо временны- ми – время работ сильно сжато. Визуально 4D- модель – это подробная анимация процесса строительства ОТИ. В ней учитывается используе- мая строительная техника, различные механиз- мы, места хранения материалов, пути движения техники и рабочих по стройплощадке и т.п. Осно- вой такой 4D-анимации является 3D-модель, которая возникает по заранее созданному кален- дарному графику проведения работ из последо- вательно появляющихся элементов. В процессе такой анимации возможны визуальные 4D-кол- лизии: расположение различных механизмов в одно и то же время в одной точке (наложение) или появление некоторых элементов модели на своих местах раньше, чем это возможно техно- логически (например, монтаж перекрытия вто- рого этажа до завершения монтажа несущих кон- струкций первого). Далее к 4D-модели привязы- вают стоимость (элементов, работ, узлов, обору- дования...) и получают 5D-модель (4D + деньги), наглядно визуализируя денежный поток во вре- мени. После возведения объекта проектировщи- ки ОТИ актуализируют модель, внося корректи- ровки, возникшие в процессе строительства и монтажа (фактическое состояние), и вот модель пригодна для эксплуатации и моделиро- вания обслуживания – это ТИМ 6D. В модифицированных риск-ориентированных ТИМ (РО ТИМ) используется информация, не только получаемая в ходе проведения обследо- вания, но и позволяющая контролировать теку- щее состояние элементов и систем ОТИ (кон- струкций, систем, степени реализации мер антитеррористической защиты). Это делается с применением имитационного моделирования ОТИ на основе анализа взаимосвязей между его элементами с учетом рисков и угроз воздей- ствия природных, техногенных факторов и ана- лиза его поведения при АНВ, с оценкой уязви- мости, построением модели нарушителя и сце- нария АНВ [3]. Информационное моделирова- ние ОТИ – это подход к управлению жизненным циклом ОТИ, позволяющему обеспечивать каче- ство его безопасности [4]. Изменения в процессе строительства в транспортной сфере В третьем десятилетии XXI века в РФ процесс строительства в транспортном комплексе пре- терпевает существенную трансформацию. При- менительно к строительству и модернизации ОТИ в настоящее время (особенно на новых территориях) возрастает значимость проведе- ния предпроектной подготовки, включающей проведение обследования и восстановление утраченных документов. Эта работа может быть качественно выполнена на цифровой основе только с использованием информационного моделирования на основании комплексирования результатов наземного скани- рования ОТИ (с созданием цифровых двойни- ков) с космическим (с использованием геосерви- сов – поиск пространственной информации на территории, а с помощью геоаналитической платформы – ее объединение и анализ). С помо- щью космической съемки происходит расшире- ние сфер применения РО ТИМ, и на предпроект- ном этапе можно анализировать особенности инфраструктуры, рельефа, грунта, растительно- сти и водных объектов, выявлять опасные экзо- генные процессы, а также получать информацию о карьерах, горных разработках, выемках и отва- лах. Появляется возможность проведения анали- за ситуации на территории ОТИ в прошлом (до наземного сканирования), а также проведения актуализации положения дорог для оптимизации логистики внутри и вне ОТИ. При строительстве и реконструкции ОТИ косми- ческие данные позволяют определить стадии строительства, облегчают подготовительные работы, помогают мониторингу активности и контролю хода строительства, в том числе наблюдению за строительной техникой, вычис- лению объемов земляных работ (выемки и насыпи), выявлению возможных неблагопри- ятных явлений. После введения ОТИ в эксплуа- тацию появляется возможность контролировать развитие возможных неблагоприятных явле- ний – просадок и подвижек. Создание "живой" карты ОТИ По результатам натурного обследования и 3D- сканирования строится информационная модель (ИМ), позволяющая присвоить элемен- там ОТИ характеристики, учесть повреждения. В итоге получается "живая" карта ОТИ (с учетом космической информации о динамике строи- тельства) в объемном формате, включая набор данных и спецификаций. Сбор и комплексная обработка при проектировании архитектурно- конструкторской, технологической, экономиче- ской и иной информации об ОТИ со всеми ее взаимосвязями и зависимостями, когда ОТИ и все, что имеет к нему отношение, позволяют рассматривать его как единое целое, с учетом рисков и угроз различной природы [5]. Риск-ориентированная информационная модель ОТИ Наиболее важным является формирование риск-ориентированной информационной модели ОТИ с учетом его конструктивных и технологических характеристик, рисков и угроз, возникающих при воздействии при- родных, техногенных факторов и АНВ. Только такая модель может быть использована для ОТИ как критически или стратегически важных объектов (КВО или СВО), а построена с использованием государственных информа- ционных систем (ГИС). Высокий уровень рисков и угроз на территории ОТИ обусловлен: l экономической и/или политической ролью ОТИ (например, Крымский мост); www.secuteck.ru февраль – март 2023 ТИМ-модели объектов железнодорожного и автомобильного транспорта ТИМ-модели мостов и тоннелей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw