Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2024

Что в качестве данных? Схема видеонаблюдения и аналитики представ- лена на рис. 1. Слева перечислены так называемые источники событий: 1. Камеры видеонаблюдения. Они генерируют изображения и передают их по RTSP-потоку в систему видеоаналитики. 2. Твердотельные лидары. Они монтируются на автомобили или другую передвижную технику и выполняют роль сканера – формируют облако точек с характеристиками дорожного покрытия, из чего становится понятно, какие повреждения имеются на дороге (канавы, ямы, выбоины). 3. ЭРА РЕМОНТ (СТПА, система телеметрии подъемного агрегата). Вбирает в себя аналити- ку со множества датчиков, на основе которой производится оценка состояния бурового инструмента и пр. 4. Поляризационные камеры. Позволяют детек- тировать, например, трещины на стекле. Реализованные сценарии видеоаналитики К реализованным сценариям видеоаналити- ки относятся: l определение человека или техники, в том числе попадание в опасную зону или человека в горизонтальном положении без движения; l детектирование отсутствия спецодежды и средств индивидуальной защиты (очков, касок, перчаток, респиратора, фартука и пр.); l соблюдение техники безопасности при движении персонала по лестничным мар- шам, работе с ротором, гидравлическим ключом и др.; l контроль количества персонала в зоне работ; l пересечение траектории движения челове- ка и транспортного средства задним ходом; l обнаружение задымления и возгорания; l автоматизированный предрейсовый осмотр транспортных средств (определение номера автомобиля, состояния габаритных огней, работоспособности клаксона и многое др.); l детектирование человека на пути движе- ния автомобиля (предупреждение об опас- ности); l определение номерного знака и времени нахождения техники на объекте; l контроль безопасности работ на высоте и конт- роль соблюдения норм промышленной без- опасности; l определение диких животных. Оповещения о событиях Важная роль в проекте отводится оповещениям о событиях. Все они подразделяются на крити- ческие, некритические и информационные, маркируются как красные, желтые, зеленые соответственно. Если событие информационное, данные о нем просто фиксируются, отправляются в журнал. Если событию присвоен желтый код, то о нем сообщается руководителю отдела промышлен- ной безопасности или непосредственному руко- водителю потенциального нарушителя. Если же событие экстренное (красная метка), то идет и загрузка в отчет, и рассылка по e-mail руководителям, и светозвуковая сигнализация, что должно привести к немедленной остановке работ, проработке инцидента и ликвидации его причин. Что дальше? Отдельно хотелось сказать про особенно интересные проекты. Предрейсовый осмотр транспортных средств Задача – автоматизировать осмотр транспорт- ных средств (ТС) перед отправкой в рейс. Для ее решения реализован сложный сценарий видеоаналитики для контроля технического состояния транспорта перед отправлением по путевому листу. Важной особенностью разрабо- танной системы является сложная взаимосвязь различных нейросетей, которые распознают не только элементы кузова транспорта и их состоя- ние, но также поведение человека, выполняю- щего контроль наиболее значимых узлов транс- портного средства, таких как тормозная систе- ма, световые приборы, целостность остекления, глубина протектора и пр. Данная разработка включает комплекс нейросе- тей, который отлажен и функционирует по уста- новленному алгоритму. При осмотре транспорта определяется время, достаточное для контроля узлов человеком, возможность проанализиро- вать конкретный узел при текущем физическом положении сотрудника и транспорта. Кроме того, данная система имеет потенциал для даль- нейшего развития, включая возможность расши- рения функциональности для обнаружения дру- гих аномалий или проблем в техническом состоянии транспорта. Это могло бы включать в себя распознавание дефектов двигателя, под- вески, электроники и других систем, что помогло бы предотвращать возможные поломки и ава- рии. Таким образом, система видео-/аудиоана- литики для контроля технического состояния транспорта имеет большой потенциал для улуч- шения безопасности и эффективности использо- вания транспорта для решения бизнес задач. Контроль погрузо-разгрузочных работ Задача – сокращение инцидентов (порча груза или ТС, травма сотрудника) при погрузо-раз- грузочных работах. Мы проводили пилотные испытания на различ- ной крановой технике. При установке камеры на стреле получали достаточно четкое опреде- ление опасной зоны под грузом, фронтальная камера контролировала наличие средств защи- ты у персонала и угол строповки груза. Суще- ственно повысить точность удалось, установив вторую фронтальную камеру, тем самым создав бинокулярное компьютерное зрение. Данный подход позволяет строить так называемую карту глубины и обеспечивать точное позициониро- вание искомых объектов. Мы открыты к сотрудничеству В заключение хочу сказать, что наш центр открыт к сотрудничеству и взаимодействию с компаниями по теме искусственного интеллекта и, в частности, видеоаналитики. Готовы поде- литься нашим опытом, услышать новое от вас и, возможно, создать что-то совместное! n Иллюстрации предоставлены автором. Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Контроль погрузо-разгрузочных работ Автомобиль движется задним ходом февраль – март 2024 www.secuteck.ru 110 В И Д Е О Н А Б Л Ю Д Е Н И Е И В И Д Е О А Н А Л И Т И К А Б езусловным преимуществом использования собственной разработки является отсутствие санкционной зависимости от программного обес- печения сторонних разработчиков

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw