Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2024

Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я , И И , И Н Т Е Р Н Е Т В Е Щ Е Й 136 М ы все привыкли к пользовательскому интерфейсу компьютера и смартфона – открывать окна приложений, кликая мышкой или нажимая пальцем на иконку, выбирать пункты меню, нажимать на кнопки, скролить страницы. Все это обобщенно называется "графический пользовательский интерфейс", или GUI. Интерфейс нужен для того, чтобы мы могли взаимодействовать с компьютером (здесь под словом "компьютер" я понимаю не только деск- топные компьютеры и ноутбуки, но и шире – все современные вычислительные устройства, например смартфоны и планшеты), максималь- но удобным и быстрым способом. Компьютеры становятся все более мощными, появляются возможности, которые мы еще недавно и представить себе не могли. Задава- лись ли вы когда-нибудь вопросом, как будет выглядеть наше взаимодействие с компьютера- ми в будущем? К этому размышлению меня подтолкнули два события, произошедшие совсем недавно: выход очков расширенной реальности Apple Vision Pro и появление целого ряда новых ней- росетей, генерирующих по текстовому описа- нию видео и музыку, в том числе анонсирован- ную OpenAI нейросеть Sora, которая создает совершенно революционные по качеству видеоролики. Эволюция взаимодействия На заре развития первые компьютеры работали только с одной программой пользователя, код и данные которой загружали через перфокарты. Программа пользователя, помимо самих поль- зовательских вычислений, должна была рабо- тать напрямую с железом на самом низком уровне. Программы эволюционировали, их части, кото- рые работали напрямую с оборудованием, были выделены в отдельные – системные. Потом на их основе стали создавать операцион- ные системы, а пользовательские программы назвали приложениями. Это концепция сохра- нилась до сих пор, мы и сейчас устанавливаем приложения (те же пользовательские програм- мы) из AppStore, Google Play и др. С появлением мониторов можно было впервые говорить о появлении интерактивного взаимо- действия с пользователем, или, другими слова- ми, пользовательского интерфейса, который представлял собой командную строку, где поль- зователь мог вызывать программы с различны- ми параметрами. Такой интерфейс сложно было назвать дружелюбным, и пользоваться им могли только специалисты. Прорыв произошел в начале 80-х, когда Apple выпустила компью- тер Macintosh, где был представлен графиче- ский интерфейс системы, который мы все знаем, – окна, менюшки, использование мыши. Концептуально именно этот интерфейс мы используем до сих пор. Следующий важный этап произошел в 2007 г., когда вышел первый iPhone. Снова Apple задала тренды. Это был первый пользовательский интерфейс, оптимизированный под пальцы. В отличие от конкурентов (смартфоны появи- лись в начале нулевых, но интерфейс был про- сто скопирован с настольных компьютеров, поэтому массового распространения они не получили), он стал революцией, позволив поль- зователям всегда и везде быть онлайн. Но циф- ровой мир пользователи тогда еще видели, да и до сих пор видят только через "форточку" экрана смартфона. В конце десятых годов появление дополненной реальности на смартфонах позволило впервые совмещать виртуальные (цифровые) объекты и объекты реального мира и даже организовы- вать какое-то взаимодействие с ними. Тогда это не стало массовым продуктом, потому что смот- реть через щелку на другой мир оказалось не так удобно. Apple Vision Pro – новейший способ взаимодействия с пользователем Apple в третий раз совершает революцию, теперь со своими очками виртуальной реально- сти, хотя сама компания старается избегать этого термина, который уже ассоциируется с шлемами виртуальной реальности, так и не получившими массовое признание, и называет свое устройство Apple Vision Pro – простран- ственный компьютер. Летом на страницах журнала мы уже разбирали анонсируемые функции, и с выходом самого устройства, судя по многочисленным обзорам, они соответствуют обещаниям, что действи- тельно восхищает. В устройстве предусмотрено все, чтобы человек ощущал себя естественно в этой смешанной реальности, взаимодействуя с объектами наиболее естественным образом – управляя глазами, жестами пальцев и голосом, при этом имея возможность подключить и кла- виатуру, и мышь. Apple Vision Pro можно использовать не только дома, в специально выделенной зоне, как большинство шлемов виртуальной реальности, но быть с ним везде – дома, на работе, на улице, в магазине и кафе. Важный момент – то, как проработано в гадже- те взаимодействие с другими людьми: на передней стороне очков рисуется голограмма лица человека и передаются его эмоции, а если он полностью погружен в виртуальное окруже- ние, то при обращении к нему другого человека появляется "дырка", в которой он видит того, кто с ним общается, то есть человек не вырыва- ется из среды, а постоянно остается на связи. Можно сказать, что, несмотря на некоторые шероховатости, это в целом революционное устройство, которое наиболее естественно погружает пользователя в смешанное цифро- вое-физическое окружение. Любое устройство – это лишь технологическая платформа, и я думаю, что сейчас появятся множество его клонов, как у Macintosh появил- ся Windows, а у iPhone – Android, но важно дру- гое: контент, который отображается, – именно те цифровые объекты. февраль – март 2024 www.secuteck.ru Алексей Коржебин Эксперт редакции журнала "Системы безопасности" www.pxhere.com Между цифрой и реальностью Новая эра взаимодействия с устройствами Представьте, что совсем скоро вы сможете бесконечно долго читать понравившийся роман, который будет иллюстрирован картинками, озвучен персональной сгенери- рованной музыкой и по желанию визуализирован в виде кинофильма, причем сюжет- ная линия будет развиваться по наиболее интересному для вас сценарию, а, если добавить возможность интерактива, то в этом случае получится персональная игра с вашим участием

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw