Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2024
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 17 циям и (или) железнодорожным путям, на которых осуществляется высокоскоростное и (или) скоростное сообщение; l вертодромы и (или) посадочные площадки, за исключением вертодромов и посадочных пло- щадок, используемых организациями авиа- ционной промышленности в целях проведения испытательных полетов, вертодромов и поса- дочных площадок, используемых менее 30 дней в течение календарного года, а также вертодро- мов и посадочных площадок, используемых только легкими и (или) сверхлегкими воздуш- ными судами авиации общего назначения; l судоходные гидротехнические сооружения, при проектировании которых необходимо следовать указанным требованиям – это месторождения, морские терминалы, нефте- перерабатывающие заводы, гидроэлектро- станции, теплоэлектроцентрали и др. Объекты транспортной инфраструктуры и требования к их проектированию Предлагаю рассмотреть типовые, часто встре- чающиеся случаи объектов транспортной инфраструктуры в рамках сложного объекта ТЭК. 1. вертодром в составе объектов проектируе- мого месторождения. в соответствии с требова- ниями п. 5 ч. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-Фз "О транспортной без- опасности" вертодром для вертолета типа Ми- 8, используемый более 30 дней в течение календарного года, является объектом транс- портной инфраструктуры. Приказом Минтранса России от 28.08.2020 г. № 331 "Об определе- нии объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транс- порта" определено, что вертодромы, предна- значенные полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов, являют- ся не подлежащим категорированию объектом транспортной инфраструктуры воздушного транспорта. Требования к таким ОТи предъ- являются постановлением Правительства Рос- сийской Федерации от 29.11.2021 г. № 2090 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требо- ваний к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 05.10.2020 г. № 1603". Объем проектных решений по транспортной безопасности определен Требованиями по обеспечению транспортной безопасности объ- ектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строи- тельства, утвержденными постановлением Пра- вительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 2418. 2. Участок железнодорожных путей необщего пользования, на котором осуществляются подача и (или) уборка вагонов с грузами повы- шенной опасности, маневровые работы для вагонов с грузами повышенной опасности, а также стоянка вагонов с грузами повышенной опасности в составе нефтеперерабатывающего завода. наличие грузов повышенной опасности опреде- ляем в соответствии с требованиями постанов- ления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 г. № 341 "Об утверждении перечня видов грузов повышенной опасности". Для определения требований, предъявляемых к объекту транспортной инфраструктуры, застройщик, по согласованию с компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности, устанавливает предварительную категорию строящегося объекта транспортной инфраструктуры исходя из количества катего- рий и критериев категорирования, установлен- ных в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О транспортной безопасности", а также сведений о месте проведения строительных работ, технических и технологических характе- ристиках объекта транспортной инфраструкту- ры – п. 4 Требований по обеспечению транс- портной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержден- ных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 2418. Требования к таким ОТи предъявляются поста- новлением Правительства Российской Федера- ции от 08.10.2020 г. № 1633 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к анти- террористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопас- ности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорож- ного транспорта". 3. автодорожный мост в составе объектов про- ектируемого месторождения. в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 28.08.2020 № 331 "Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежа- щих категорированию по видам транспорта" необходимо определить, есть ли основания считать ОТи некатегорируемым. Если таких оснований нет, то должна быть определена предварительная категория ОТи, как и в пре- дыдущем примере. важно, что к определению категории требуется подходить очень внимательно, потому что изменить ее без изменения условий, на основа- нии которых она была определена, практически невозможно. 4. Терминал в морском порту. в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-Фз "О транспортной без- опасности" в морском порту выделяют следую- щие ОТи: морские терминалы, акватории мор- ских портов. в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 261-Фз "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": "Капитан морского порта является должностным лицом, возглавляет службу капитана морского порта, входящую в состав администрации мор- ских портов, непосредственно подчиняется федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию госу- дарственных услуг и управлению государствен- ным имуществом в сфере морского транспорта". Реализация планов обеспечения транспортной безопасности акваторий морского порта осу- ществляется капитанами морских портов, как указано в ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-Фз "О транспортной без- опасности", с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 г. № 1651 "Об утверждении требо- ваний по обеспечению транспортной безопас- ности, в том числе требований к антитеррори- стической защищенности объектов (террито- рий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры мор- ского и речного транспорта, не подлежащих категорированию". Требования по обеспечению транспортной без- опасности ОТи "Терминал" являются обязатель- ными для исполнения субъектом транспортной инфраструктуры (ст. 8, ст. 9 Федерального зако- на от 09.02.2007 г. № 16-Фз "О транспортной безопасности"). Таким образом, при проектировании морского терминала выполнение работ в части ОТи "аква- тория морского порта" должно быть обосновано соглашением между субъектами – органом исполнительной власти, осуществляющим функ- ции по оказанию государственных услуг и управлением государственным имуществом в сфере морского транспорта, и терминалом. надеюсь, что разобранные примеры позволят исключить ряд недостатков, выявляемых в про- ектной документации объектов ТЭК, представ- ляемых на государственную экспертизу. n www.secuteck.ru февраль – март 2024 СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь КРиТичЕСКи важных ОБъЕКТОв Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru О бъем проектных решений по транспортной безопасности определен Требованиями по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их про- ектирования и строительства, утвержденными постановлением Прави- тельства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 2418 П ри проектировании морского терминала выполнение работ в части ОТИ "акватория морского порта" должно быть обосновано соглашением между субъектами – органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлением государст- венным имуществом в сфере морского транспорта, и терминалом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw