Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2024

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 22 Ф едеральный закон о транспортной без- опасности определяет такие типы объ- ектов, как железнодорожные вокзалы и стан- ции, автовокзалы и автостанции, объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, тон- нели, эстакады, мосты, морские терминалы, акватории морских портов, порты, аэродромы и аэропорты, участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, здания, строения, сооружения, обеспечивающие управ- ление транспортным комплексом. Каждый из них по-своему уникален, а потому и меры по их защите должны носить строго индивидуальный характер. Многообразие транспорта Организация контрольно-пропускного режи- ма отличается определенной сложностью. Дело в том, что механизм осуществления контрольно-пропускного режима основыва- ется на применении запретов и ограничений в отношении субъектов, пересекающих гра- ницы охраняемых объектов, для обеспечения интересов предприятия. Такой механизм дол- жен быть безупречным с точки зрения соот- ветствия требованиям действующего законо- дательства 1 . в России существует множество объектов, относящихся к категории режимных. наибо- лее важные из них – государственные учреж- дения с ограничением доступа, объекты силовых структур, охраняющих государст- венную тайну, опасные промышленные объ- екты, в том числе объекты транспорта, топ- ливно-энергетического комплекса и исполь- зования атомной энергии 2, 3 . Обеспечение защиты таких объектов является важным приоритетом общественной и национальной безопасности. необходимо сразу оговориться, что защите подлежат лишь те объекты, которые в установ- ленном порядке прошли процедуру категори- рования, и не каждый тип объекта подвергается категорированию. возьмем, к примеру, железнодорожный транспорт. Согласно постановлению Прави- тельства РФ от 08.10.2020 г. № 1633 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе тре- бований к антитеррористической защищенно- сти объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных катего- рий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта", категориро- ванию и дальнейшему принятию мер по их защите подлежат следующие типы объектов: l железнодорожные вокзалы и станции; l железнодорожные тоннели, мосты, эста- кады; l участки железнодорожных путей, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса в части железно- дорожного транспорта здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажи- ров и транспортных средств, погрузки, раз- грузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на пере- возку которых требуется специальное раз- решение. что интересно, такой объект транспорта, как железнодорожное депо, в пределах нашей страны может достигать поистине больших раз- меров, но к системе мер, определенных дан- ным постановлением, не относится. Таким образом, на примере железнодорожного транспорта видно, что основные и самые рас- пространенные типы объектов транспортной инфраструктуры (ОТи) все же защищаются, однако такие объекты, как депо, пути необщего пользования и некоторые другие, остались без внимания. Что такое критический элемент? Для перечисленных категорируемых ОТи по видам транспорта проводится множество меро- приятий по их защите, начиная от разработки формально-административных документов типа приказов, распоряжений, порядков и инструкций и заканчивая оснащением инже- нерными и техническими средствами. Для объ- екта определяется так называемая зона транс- портной безопасности, куда проход физиче- ским лицам ограничен, и, что наиболее важно, определяются критические элементы (КЭ). Критические элементы – это строения, помеще- ния, конструктивные, технологические и техни- ческие элементы объекта транспортной инфра- структуры, совершение акта незаконного вме- шательства (анв) в отношении которых приве- дет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры либо возникновению чрезвы- чайных ситуаций (межведомственный приказ Минтранса России, ФСБ России и МвД России от 05.03.2010 г. № 52/112/134 "Об утвержде- нии Перечня потенциальных угроз совершения анв в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств"). Определение степени защищенности любого объекта целесообразно основывать на анали- зе "привлекательности" совершения на нем противоправных актов, оценки возможной, но недопустимой совокупной опасности и последствий. При установлении необходи- мого уровня защищенности объекта необхо- димо исходить из противостояния наиболее опасным угрозам с наиболее тяжелыми последствиями. При этом надо понимать, что атакующая сто- рона (нарушитель) всегда имеет преимуще- ство за счет инициативы, выбирая время, место и способ проникновения. Преследуя свои цели, нарушитель старается обойти воз- можность сопротивления его действиям в соответствии со своим представлением об уязвимостях объекта. Критические элементы определяются в процес- се оценки уязвимости, которую проводят аккре- дитованные специализированные организации. что же является на практике критическими эле- ментами, к защите которых приковывается осо- бое внимание? февраль – март 2024 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь КРиТичЕСКи важных ОБъЕКТОв Иван Тушко Специалист-эксперт по транспортной безопасности К ритические элементы – это строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отно- шении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры либо возник- новению чрезвычайных ситуаций Критические элементы объектов транспортной инфраструктуры Общественный транспорт благодаря своим технологическим особенностям имеет множество видов объектов транспортной инфраструктуры. В этой статье мы погово- рим о различных типах объектов транспорта с точки зрения обеспечения их безопас- ности, критических элементах, имеющих особое значение, и узнаем, чем похожи и чем различаются объекты разных видов транспорта 1 Туранцев Д.С. Организация пропускного режима – первый шаг к обеспечению безопасности и конфиденциальности информации // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2007. С. 244–252. 2 Пивоваров А.Н. Транспортная безопасность объектов, средства укрепленности объектов и инженерно-технические системы охраны: учебное пособие. 2014. С. 262. 3 Михайлин А.И., Сильников М.В. Средства физической защиты АЭС // Вопросы оборонной техники. Серия 16. Технические средства противодействия терроризму. 2014. №1–2. С. 3–5.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw