Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2024
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 23 Критический элемент – "сердце" в системе безопасности возьмем за основу железнодорожный транс- порт. на станциях в последнее время крити- ческим элементом признается помещение дежурного по станции и (или) помещение релейной. Связано это с тем, что в данных помещениях установлено оборудование устройств сигнализации, централизации и блокировки (пульт дежурного по станции и релейные шкафы). По мнению экспертов в области оценки уязвимости, совершение незаконных действий в отношении этих эле- ментов приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта. Такие выводы делаются на основании факто- ров, влияющих на величину последствий ущерба от совершения актов незаконного вмешательства, а также выводов о потенци- ально возможных способах реализации угроз совершения данных анв. на вокзалах ситуация более неоднозначная, поскольку разные специализированные органи- зации делают акцент на разных критических элементах. некоторые определяют критическим элементом кабинет начальника вокзала, другие же считают КЭ помещение и оборудование электрощитовой, после взрыва которого про- изойдет обесточивание объекта. Современная обстановка в мире показывает, что проблемы борьбы с терроризмом на объ- ектах железнодорожного транспорта требуют компетентного рассмотрения на высшем уров- не. Терроризм давно перерос рамки националь- ных границ и превратился в масштабную угрозу для безопасности всего мирового сообщества. Увеличение количества террористических актов, ведущих к массовым жертвам, рост циничности и жестокости их исполнения обязывает проана- лизировать причины столь масштабного терро- ризма и диктует необходимость принять эффективные меры по координации действий правоохранительных органов и спецслужб 4 . По другим видам транспорта имеются схожие и отличительные черты. нередко критическими элементами на объектах различных видов транспорта признаются электрощитовые и сер- верные помещения, без которых функциониро- вание объекта может быть приостановлено до завершения восстановительных работ. вместе с тем мероприятия по защите подобных крити- ческих элементов ведутся уже давно, и нередко предусматриваются резервные и бесперебой- ные источники питания, позволяющие функ- ционировать ОТи в штатном режиме. Критические элементы транспортных средств Требования действующего законодательства распространяются не только на объекты, ука- занные выше, но и на категорируемые транс- портные средства (ТС). Думаю, что для большинства людей не секрет, что двумя основными элементами технических средств являются кабина водителя (пилота) и отсек двигателя. вывод из строя любого из ука- занных элементов любым из возможных спосо- бов угроз приведет к остановке ТС, а также пол- ному или частичному его разрушению. Поэтому защита данных элементов является приоритет- ной, а допуск для пассажиров и прочих лиц в эти зоны строго ограничен. защита подвижного состава от различных угроз в настоящее время целиком и полностью возлагается на автотранс- портные предприятия и перевозчиков. ввиду открытости и доступности транспортного предприятия, вездесущности движения транс- портных средств, широкого распространения транспортной системы и наличия многих потен- циально опасных мест антитеррористические меры безопасности сталкиваются со значитель- ными препятствиями 5 . К сожалению, реальность такова, что реализо- ванные теракты на подвижном составе не при- вели к улучшению защиты транспортных средств, а нынешняя экономическая обстановка в стране и в мире приводит к необходимости государства экономить на развитии всех направлений. Поэтому надеяться на резкое улучшение системы принимаемых мер по защи- те подвижного состава в ближайшее время не приходится. Угрозы для критического элемента вышеупомянутым межведомственным прика- зом утверждены девять потенциальных угроз совершения анв в деятельность ОТи и ТС. Три угрозы касаются конкретно критических эле- ментов: l Угроза захвата критического элемента ОТи и/или ТС – возможность захвата критическо- го элемента ОТи и/или ТС, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы или путем любой другой формы запуги- вания. l Угроза взрыва критического элемента ОТи и/или ТС – возможность разрушения крити- ческого элемента ОТи и/или ТС или нанесе- ния ему повреждения путем взрыва (обстре- ла), создающего угрозу функционированию ОТи и/или ТС, жизни или здоровью персона- ла, пассажиров и других лиц. l Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТи и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) – возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на критическом элементе ОТи и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить критиче- ский элемент ОТи и/или ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТи и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и дру- гих лиц. У подавляющего большинства ОТи КЭ трудно- доступны для физического контакта с возмож- ными нарушителями. Поэтому их захват не будет представлять большого интереса для нарушителей. Поскольку взрыв КЭ может привести к прекра- щению функционирования всего ОТи и/или ТС, то реализация именно данной угрозы для подготовленного нарушителя или группы нарушителей может представлять наибольший интерес. Угроза размещения или попытки размещения взрывных устройств (взрывчатых веществ) предвосхищает угрозу взрыва. Комплекс мер, реализуемых транспортными предприятия- ми, направлен на постоянную профилактику и предотвращение данной потенциальной угрозы. Этим угрозам и пытается противостоять любой перевозчик или субъект транспортной инфра- структуры, разрабатывая комплекс мер по обес- печению безопасности. Человек и техника на страже критических элементов Комплекс мер по обеспечению безопасности может предусматривать и оборудование крити- ческого элемента различными инженерно-тех- ническими средствами (техническими система- ми и средствами сигнализации, контроля досту- па, видеонаблюдения), и физическую защиту. Физическая защита подразумевает работу опе- ратора технических средств обеспечения без- опасности, которыми оснащается вход в КЭ и само помещение КЭ и сигнал с которых выво- дится в пункт управления техническими сред- ствами, а также работу сотрудников охраны (специализированного аккредитованного под- разделения транспортной безопасности), кото- рые обязаны осуществлять дополнительную защиту КЭ. Попытка нападения на режимный объект может быть выполнена в разной форме – скрытной или явной. инженерно-технические средства охраны должны предусматривать возможность противодействия несанкционированному про- никновению на объект вне зависимости от так- тики нарушителей. При этом важно, чтобы принимаемые меры по защите объектов транспорта и транспортных средств, в том числе их критических элементов, находили понимание со стороны пассажиров. n www.secuteck.ru февраль – март 2024 СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь КРиТичЕСКи важных ОБъЕКТОв Т ерроризм давно перерос рамки национальных границ и превратился в масштабную угрозу для безопасности всего мирового сообщества. Увеличение количества террористических актов, ведущих к массовым жертвам, рост циничности и жестокости их исполнения обязывает про- анализировать причины столь масштабного терроризма и диктует необходимость принять эффективные меры по координации действий правоохранительных органов и спецслужб Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru 4 Камбаров А.М. Некоторые проблемы борьбы с терроризмом на объектах железнодорожного транспорта // Вестник Московского университета МВД России. 2009. №10. С. 102–106. 5 Таова Л.Ю. Терроризм на транспорте как угроза современному обществу // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. С. 156–158.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw