Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2024
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 25 ченные на оказание данной государственной услуги работники УТБ Росморречфлота делают вывод о соответствии юридических лиц требо- ваниям законодательства. Процедура аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной без- опасности, являющаяся государственной услу- гой, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными по предоставлению государственных услуг в области обеспечения транспортной безопас- ности в установленной сфере деятельности. Росморречфлот осуществляет полномочия компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности морского и внут- реннего водного транспорта. Данная государственная услуга оказывается в соответствии с Порядком аккредитации, утвержденным приказом Минтранса России от 15.05.2023 г. № 170. Порядком аккредитации определен исчерпы- вающий перечень требований, предъявляемых к юридическому лицу для получения либо про- дления аккредитации в качестве ПТБ, а также документов и сведений, предоставление кото- рых необходимо в рамках оказания государст- венной услуги. Требования, предъявляемые к юридическим лицам для получения аккредитации в качестве ПТБ Данные требования определены п. 5 Порядка аккредитации, предъявляющим к соискателю аккредитации четыре основных требования: 1. При нахождении соискателя аккредитации под контролем иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, установление такого контроля долж- но быть согласовано в случае и порядке, пред- усмотренными Федеральным законом от 29.04.2008 г. № 57-Фз "О порядке осуществ- ления иностранных инвестиций в хозяйствен- ные общества, имеющие стратегическое значе- ние для обеспечения обороны страны и без- опасности государства". Как правило, это требование не представляет никаких сложностей для соискателей аккреди- тации, прежде всего потому, что большинство из организаций ему соответствуют изначально, то есть они являются резидентами Российской Федерации, зарегистрированными и постав- ленными на соответствующий учет в соответ- ствии с законодательством нашей страны, и не имеют в своем составе учредителей – юриди- ческих лиц с иностранным участием либо физи- ческих лиц с гражданством иного государства. вместе с тем даже при наличии указанных обстоятельств выполнение данного требования для получения аккредитации в качестве подраз- деления транспортной безопасности не требует от организации предоставления каких-либо документов в компетентный орган. Указанные сведения в настоящее время запрашиваются уполномоченными работниками Росморречф- лота самостоятельно в Федеральной антимоно- польной службе в порядке п. 15 Порядка аккре- дитации. Ответы, полученные в рамках направ- ленных в ФаС запросов, являются достаточным основанием для принятия решения о соответ- ствии соискателя аккредитации вышеуказанно- му требованию. 2. наличие в штате у соискателя аккредитации по основному месту работы работников для непосредственного осуществления защиты, имеющих аттестацию, предусмотренную ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона № 16-Фз "О транспортной безопасности", в том числе: l для осуществления досмотра, дополнитель- ного досмотра и повторного досмотра (кате- гория 5) – не менее шести человек; l для осуществления реагирования на подго- товку к совершению или совершение актов незаконного вмешательства (категория 4) – не менее шести; l для осуществления наблюдения и (или) собе- седования (категория 6) – не менее двух человек; l для осуществления руководства выполнением работ, непосредственно связанных с обес- печением транспортной безопасности (кате- гория 3), – не менее двух человек. При этом допускается совмещение одним работником осуществления досмотра, допол- нительного досмотра и повторного досмотра, а также наблюдения и (или) собеседования. выполнение этого требования как в части необходимого количества работников, так и наличия у них определенных категорий атте- стации сил обеспечения транспортной без- опасности сложностей у соискателей аккре- дитации также не вызывает. но в этом случае хотелось бы отметить, что для подтвержде- ния соответствия этому требованию соиска- тели аккредитации в соответствии с п. 13 Порядка аккредитации предоставляют сведе- ния о работниках для непосредственного осуществления защиты объектов транспорт- ной инфраструктуры и (или) транспортных средств, рекомендуемый образец которых приведен в приложении № 2 к Порядку аккредитации, а Росморречфлот посред- ством системы межведомственного элек- тронного взаимодействия (СМЭв) направ- ляет соответствующие запросы в Социаль- ный фонд России (СФР) для получения необходимых сведений о трудовой деятель- ности работников организации. По результатам ответов осуществляется провер- ка соответствия полученных из СФР сведений с информацией, представленной соискателем аккредитации. на этом этапе выявляются опре- деленные несоответствия, служащие причина- ми возникновения оснований для отказа в аккредитации. Прежде всего это несоответ- ствие наименований должностей работников и наименований структурных подразделений, в которые они приняты на работу, что указывает на предоставление соискателем аккредитации недостоверной информации. Кроме того, выявляются случаи приема работников на рабо- ту на условиях совместительства, что противо- речит требованиям Правил аккредитации. в некоторых случаях, согласно полученной из СФР информации, выявляются случаи работы работников по основному месту в иных органи- зациях, не являющихся соискателями аккреди- тации. Таким образом, выполнение данного требова- ния напрямую зависит от соискателя аккреди- тации и требует правильного оформления тру- довых отношений с аттестованными работника- ми, а также своевременного предоставления в СФР точной и полной информации, так как именно сведения из СФР являются для Росмор- речфлота основным источником, подтверждаю- щим ее достоверность со стороны соискателя аккредитации. 3. наличие подразделения для координации действий и подразделения для реагирования на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства. Соответствие этому требованию означает нали- чие указанных подразделений у заявителя, что подтверждается документами, предусмотрен- ными подп. 2 п. 13 Порядка аккредитации – копиями документов, подтверждающих нали- чие подразделения для осуществления коорди- нации действий и подразделения для реагиро- вания на подготовку совершения или соверше- ние актов незаконного вмешательства (положе- ние о подразделении транспортной безопасно- сти, содержащее разделы о соответствующих подразделениях, штатное расписание или выписка из штатного расписания (для подраз- деления транспортной безопасности, созданно- го в субъекте транспортной инфраструктуры). Руководствуясь содержанием подп. 2 п. 13 Порядка аккредитации, Росморречфлот исхо- дит из того, что соискателем аккредитации должно быть создано одно единое структурное подразделение (подразделение транспортной безопасности), предназначенное для осуществ- ления координации и обеспечения деятельно- сти по защите объектов транспортной инфра- структуры и транспортных средств, а также реа- гирования на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства. в состав этого структурного подразделения должны быть включены два других – подразде- ление для осуществления координации дей- ствий и подразделение для реагирования на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства. наличие вышеуказанных подразделений у соискателя аккредитации подтверждается путем представления в Росморречфлот в соста- ве комплекта документов для аккредитации копии штатного расписания и положения о под- разделении транспортной безопасности. При проверке штатного расписания основные вопросы вызывает правильность его оформле- ния, то есть отраженная в нем информация должна соответствовать всем иным представ- ленным для аккредитации документам. в про- тивном случае достоверность сведений, пред- ставленных соискателем аккредитации о нали- чии у него вышеуказанных подразделений, не будет подтверждена. Сложности соискателей аккредитации Практика показывает, что основную сложность для соискателя аккредитации представляет под- готовка положения о подразделении транспорт- ной безопасности. в частности, в некоторых случаях положение разрабатывается в отноше- нии юридического лица, а не в отношении структурного подразделения, предназначенного для защиты ОТи и ТС, а также координации и реагирования на акты незаконного вмешатель- ства (анв) и созданного в юридическом лице на основании штатного расписания. зачастую соискатели аккредитации создают положение, www.secuteck.ru февраль – март 2024 СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь КРиТичЕСКи важных ОБъЕКТОв
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw