Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2024

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 27 ван в проведении проверок в целях аттестации аттестуемых лиц, а также сотрудников, прово- дящих проверки личностных (психофизиологи- ческих) качеств и знаний, умений и навыков аттестуемых лиц. Сложности соискателей аккредитации 1. Требование о наличии помещений, в которых могут одновременно проходить проверку в целях аттестации не менее 10 человек. Юри- дическое лицо должно подтвердить наличие таких помещений путем предоставления копий определенных документов (копии документов, подтверждающих право пользования имуще- ством, фотографии помещений и автоматизи- рованных рабочих мест). зачастую это требование соискателями аккре- дитации должным образом не выполняется. Любая неточная информация в предоставлен- ных документах, касающаяся, например, непре- доставления дополнительного соглашения к договору аренды (субаренды) помещения, сотрудниками Росморречфлота выявляется и служит основанием для отказа в аккредитации. 2. Юридическое лицо должно иметь в наличии технические средства, обеспечивающие ограниченный доступ к персональным данным аттестуемых лиц и сведениям о проведенных проверках аттестуемых лиц, а также техниче- ские средства и вспомогательное оборудование (программные комплексы, комплексы аудио- и видеофиксации процесса аттестации аттестуе- мых лиц), необходимые для проведения про- верок аттестуемых лиц и позволяющие осу- ществлять дистанционную проверку аттестуе- мых лиц. Технические средства должны обес- печивать защиту информации в соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона 27.07.2006 г. № 149-Фз "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Федеральный закон № 149-Фз). Данное требование подразумевает также нали- чие у юридического лица автоматизированного рабочего места, аттестованного в соответствии с законодательством РФ на предмет соблюде- ния всех требований по защите и обработке информации ограниченного распространения. У юридического лица должны быть разработа- ны организационно-распорядительные доку- менты, направленные на соблюдение защиты информации в соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона № 149-Фз, напри- мер приказы о допуске работников юридиче- ского лица к работе на автоматизированном рабочем месте. Для подтверждения наличия технических средств и вспомогательного оборудования необходимо представить в компетентный орган документы, подтверждающие право пользова- ния или нахождение в собственности техниче- ских средств и вспомогательного оборудования (чеки, квитанции, товарные накладные и другие документы, подтверждающие передачу в посто- янное пользование соискателю аккредитации). непредоставление этих документов, равно как и наличие в них неполной или недостоверной информации, будет являться основанием для отказа в аккредитации. 3. наличие у юридического лица в штате работ- ников, не имеющих ограничений, установлен- ных подп. 1–6 и 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-Фз "О транспорт- ной безопасности" и отвечающих следующим требованиям к квалификации и опыту работы, в том числе: l наличие высшего (психологического) образо- вания и стажа работы в должности психолога не менее трех лет у работников, проводящих проверки личностных (психофизиологиче- ских) качеств аттестуемого лица; l наличие подготовки в области обеспечения транспортной безопасности по соответствую- щему виду транспорта у работников, прово- дящих проверки знаний, умений и навыков аттестуемого лица. Большинство соискателей аккредитации для подтверждения наличия в штате работника, проводящего проверки личностных (психофи- зиологических) качеств аттестуемого лица, при- нимают на работу работника, имеющего дип- лом о профессиональной переподготовке в качестве психолога. Однако согласно Феде- ральному закону от 29.12.2012 г. № 273-Фз "Об образовании в Российской Федерации" профессиональная переподготовка не относит- ся к образовательным программам высшего образования, а лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессио- нальную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверения о повыше- нии квалификации и (или) диплом о профес- сиональной переподготовке. Соответственно, диплом о профессиональной переподготовке не является документом, под- тверждающим наличие высшего образования, а работники, имеющие исключительно такой диплом с квалификацией психолога, к провер- кам личностных (психофизиологических) качеств аттестуемого лица не допускаются. Работники, проводящие проверку знаний, уме- ний и навыков аттестуемого лица, должны иметь подготовку в области обеспечения транс- портной безопасности в сфере морского и внут- реннего водного транспорта по типовым допол- нительным программам, предусмотренным приказом Минтранса России от 29.12.2020 г. № 578 и соответствующим категориям аттеста- ции, заявленным для получения аттестуемыми лицами, в отношении которых будут прово- диться такие проверки. С момента вступления в силу нового законода- тельства, то есть с 01.09.2023 г., в Росмор- речфлот обратились две организации за про- длением аккредитации в качестве аттестующей организации. Они получили отказ. в первом случае одной из причин отказа в про- длении аккредитации послужило несоответ- ствие персонала требованиям об отсутствии ограничений, установленных подп. 1–6 и 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О транспортной безопасности": не были представлены заключе- ния органов внутренних дел о возможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной без- опасности. во втором случае при рассмотрении поданных документов было установлено, что в период срока действия аккредитации Росморречфлот с учетом п. 13 Правил аккредитации не был уве- домлен об изменении условий, влияющих на способность аттестующей организации соответ- ствовать требованиям, предусмотренным п. 9 Правил аккредитации, и проводить проверку в целях аттестации аттестуемых лиц. в частно- сти, не были представлены копии организа- ционно-распорядительных документов, касаю- щихся изменения местонахождения аРМ, что привело к аннулированию аккредитации в соот- ветствии с подп. "г" п. 20 Правил аккредитации. Аккредитация специализированных организаций Данный вид аккредитации регламентирован Правилами аккредитации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.06.2023 г. № 907. Процесс получения аккредитации в качестве специализированной организации во многом схож с аккредитацией аттестующих организа- ций. Поэтому остановлюсь на некоторых основ- ных моментах, требующих определенных пояснений в целях упрощения понимания само- го процесса аккредитации и корректного выполнения требований законодательства. вступившими в силу с 01.09.2024 г. новыми Правилами аккредитации в области транспорт- ной безопасности существенно сокращен пере- чень необходимых документов. 1. Для аккредитации в качестве специализиро- ванной организации юридическое лицо пред- ставляет в Росморречфлот соответствующее заявление, копии документов согласно прило- www.secuteck.ru февраль – март 2024 СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь КРиТичЕСКи важных ОБъЕКТОв Ч асто организации пренебрегают такими сведениями, как дополни- тельные соглашения к основным договорам на предоставление пользо- вания помещением, не представляются сведения о том, что технические средства, используемые для обработки информации о результатах про- веденной оценки уязвимости, обеспечивают защиту информации от несанкционированного доступа к ним. В некоторых случаях, с учетом требований подпункта "е" п. 9 Правил аккредитации, соискателями аккредитации не обеспечивается ограни- ченный доступ к сведениям о результатах проведенной оценки уязви- мости ОТИ и ТС в соответствии с требованиями законодательства Рос- сийской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Вывод об этом делается в случае непредоставления для аккредитации соответствующих организационно-распорядительных документов, в частности приказов соискателя аккредитации о допуске персонала к работе с результатами оценки уязвимости, которые должны быть изда- ны в отношении каждого работника, осуществляющего такую работу

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw