Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2024

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 28 жению № 2 к Правилам аккредитации и сведе- ния о персонале юридического лица, непосред- ственно осуществляющего оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Предоставление сведений о персонале соискателя аккредитации, фактически вклю- чающих в себя персональные данные этих работников, исключает в настоящее время необходимость предоставления иных доку- ментов, подтверждающих наличие трудовых отношений с указанными работниками, и значительно сокращает время юридическо- му лицу в процессе сбора сведений и доку- ментов в целях аккредитации. Теперь при наличии сведений о персонале Росмор- речфлот самостоятельно запрашивает посред- ством системы межведомственного электрон- ного взаимодействия (СМЭв) информацию, предусмотренную п. 10 Правил аккредитации, в Социальном фонде страхования (СФР). 2. Для подтверждения возможности проводить оценку уязвимости ОТи и ТС к юридическому лицу предъявляются соответствующие требова- ния, несоответствие которым исключает воз- можность аккредитации в качестве специализи- рованной организации. Подтверждение соот- ветствия требованиям осуществляется так же, как и по другим видам аккредитации, – путем предоставления необходимых документов в полном объеме. 3. Требованиями п. 9 Правил аккредитации определена обязанность соискателя аккредита- ции представить копии нормативных правовых актов, регулирующих обращение со сведения- ми о результатах проведенной оценки уязвимо- сти. выполнение этого требования обеспечива- ется путем подготовки соответствующей инструкции (правил) обращения с результатами оценки уязвимости, копия которой должна находиться в составе комплекта документов для аккредитации. 4. Персонал, непосредственно осуществляющий оценку уязвимости, должен быть подготовлен и аттестован в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федераль- ного закона "О транспортной безопасности", а также соответствовать требованиям подп.1–6 и 9 ч. 1 ст. 10 указанного федерального закона. все работники соискателя аккредитации, непо- средственно осуществляющие оценку уязвимо- сти, с учетом требований приказов Минтранса России от 12.07.2021 г. № 232 "Об утвержде- нии Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности" и от 29.12.2020 г. № 578 об утверждении типовых дополнитель- ных профессиональных программ должны пройти обучение по типовой дополнительной профессиональной программе повышения ква- лификации работников, назначенных в каче- стве лиц, ответственных за обеспечение транс- портной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном сред- стве, и персонала специализированных органи- заций, которая предназначена для организации теоретической, тренажерной и практической подготовки указанных работников. Кроме того, персонал соискателя аккредитации должен быть аттестован по одной из категорий сил обеспечения транспортной безопасности в соот- ветствии с Порядком аттестации сил обеспече- ния транспортной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2023 г. № 905. Получение сведений о прохождении персона- лом обучения осуществляется Росморречфло- том посредством Федеральной информацион- ной системы ФиС ФРДО. в случае отсутствия запрошенных сведений в указанной информа- ционной системе такая информация в письмен- ном виде запрашивается у соискателя аккреди- тации путем направления соответствующего запроса о предоставлении копий документов о пройденном обучении. 5. важным моментом правил аккредитации является своевременное уведомление органи- зацией компетентного органа обо всех измене- ниях, влияющих на возможность проводить оценку уязвимости и отвечать требованиям, предусмотренным п. 9 Правил аккредитации. необходимо вовремя уведомлять Росмор- речфлот об изменении организационной струк- туры, наименования, организационно-право- вой формы, адреса и (или) места нахождения специализированной организации в течение 10 рабочих дней со дня возникновения таких изменений, с приложением документов и све- дений, подтверждающих указанные изменения. в противном случае аккредитация специализи- рованной организации будет аннулирована на основании подп. "ж" п. 20 Правил аккредита- ции. Довольно часто специализированные организации забывают или не придают особого значения выполнению этого требования, что автоматически приводит к прекращению права на осуществление указанного вида разреши- тельной деятельности. Проблемные аспекты категорирования ОТИ в процессе подачи документов для категориро- вания ОТи субъекты транспортной инфраструк- туры зачастую предоставляют недостоверные данные по количественным показателям крите- риев категорирования "возможное количество погибших и (или) получивших вред здоровью людей" и "возможный размер материального ущерба" с обоснованием расчетов. ввиду того, что до настоящего времени не разработана методика расчета критериев категорирования, проверка достоверности представляемых в Рос- морречфлот сведений в полном объеме не представляется возможной. При этом указанные сведения по этим же кри- териям, только с иными показателями, отра- жаются заявителями в результатах представляе- мых в Росморречфлот оценок уязвимости и планах обеспечения транспортной безопасно- сти ОТи. например, в заявлениях на присвоение катего- рии ОТи указываются одни сведения по пока- зателям критериев категорирования "возмож- ное количество погибших и (или) получивших вред здоровью людей", а в оценках и планах того же субъекта транспортной инфраструктуры отражаются другие показатели (с иными циф- рами) по этому же критерию. Таким образом, недостоверность указанных сведений ведет к возможности получения отказов в утверждении как оценок уязвимости, так и планов обеспече- ния транспортной безопасности ОТи. Трудности при утверждении оценок уязвимости и планов обеспечения транспортной безопасности 1. в соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона №16-Фз и подп. 3 п. 5 Требований по обеспече- нию транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1638, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить непрерывную защиту объектов транс- портной инфраструктуры и транспортных средств силами привлеченного или сформированного подразделения транспортной безопасности. вместе с тем, ввиду специфики и особенностей эксплуатации в межнавигационный период объ- ектов транспортной инфраструктуры, таких как понтоны, дебаркадеры, причалы-пристани и т.д., обеспечить в отношении них принцип непрерыв- ности представляет собой затруднительную, а в ряде случаев невыполнимую задачу. Таким образом, субъектами транспортной инфраструктуры в содержании представляемых на утверждение в Росморречфлот планов обес- печения транспортной безопасности указывают- ся сведения о защите ОТи силами привлечен- ного ПТБ только в период навигации, исключая межнавигационный период, что нарушает тре- бование непрерывности и служит основанием для отказа в утверждении такого плана. Следует отметить, что действующими требованиями в области ТБ в отношении межнавигационного периода установлены отлагательные меры исключительно в части отсутствия необходимо- сти накопления и передачи информации с тех- нических средств ОТБ, установленных на ОТи. 2. в ряде случаев субъекты транспортной инфраструктуры не указывают в планах обес- печения транспортной безопасности ОТи и транспортных средств сведения о полном составе подразделения транспортной безопас- ности, силами которого осуществляется защита ОТи от актов незаконного вмешательства. в частности, в планах обеспечения транспорт- ной безопасности ОТи зачастую не отражаются сведения о работниках, осуществляющих руко- водство дежурной сменой на ОТи, имеющих категорию аттестации сил обеспечения транс- портной безопасности "работник подразделе- ния транспортной безопасности, руководящий выполнением работ, непосредственно связан- ных с обеспечением транспортной безопасно- сти" (категория 3), а в планах ТС субъектами транспортной инфраструктуры не указывается информация о работниках, имеющих катего- рию аттестации сил обеспечения транспортной безопасности "работник, управляющий инже- нерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности" (категория 7). Получается, что субъект транспортной инфра- структуры согласно плану ОТи привлекает неполный состав сил обеспечения транспортной безопасности, входящих в ПТБ и необходимых для защиты ОТи, в котором, в частности, отсут- ствует руководитель (категория 3). Для транспортных средств часто такие сведения не предоставляются в отношении работников иТСО (категория 7). n февраль – март 2024 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь КРиТичЕСКи важных ОБъЕКТОв Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw