Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2024

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 37 l защита имущества человека, обратившегося за помощью, включая транспортировку собст- венности; l изготовление, внедрение на практике средств, относящихся к пожарной сигнализа- ции; l разработка и подготовка предложений по защите населения от посягательств противо- правного характера; l обеспечение сотрудниками ЧОПов правопо- рядка в местах проведения массовых меро- приятий. Услугами ЧОПов до сих пор пользуется доста- точно большое количество компаний различ- ных областей экономики. Однако транспорт, являясь одним из главных и системообразую- щих элементов современной экономики, имеет свои особенности в части защиты объектов. Объекты транспорта защищают подразделения транспортной безопасности (ПТБ), в том числе на основании договора с субъектом транспорт- ной инфраструктуры, ПТБ проходят специ- альную процедуру аккредитации. Так как в силу объективных причин невозможно обеспечить гарантированную защищенность объектов транспортной инфраструктуры, необходимо четко определить уровень допусти- мого воздействия на каждый из таких объектов и соответствующий объем работ по обеспече- нию их защиты. И тут снова прослеживается главное различие между услугами по охране объекта и защитой объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства – то, на что направ- лен комплекс мер по охране или защите. Глав- ная задача ПТБ – защитить не столько сам объ- ект транспорта, сколько персонал и пассажи- ров, на нем находящихся. Главная же задача ЧОПа – охранять материальные ценности, нахо- дящиеся на объекте. По сути, владелец объекта транспорта даже может привлечь на один и тот же объект и ЧОП и ПТБ, однако это не совсем экономически целесообразно, поэтому обыкновенный ЧОП на транспортном объекте сегодня труднее встре- тить, чем ПТБ. Среди аккредитованных ПТБ, защищающих объекты транспорта, в настоящий момент пре- обладают организации, имеющие одновремен- но опыт и лицензию ЧОПа, что, впрочем, никак не влияет на качество оказываемых услуг. Возможно, потому, что сотрудники ПТБ при- званы защищать человеческие жизни, или по какой-то другой причине требования для обучения и аттестации сотрудников ПТБ значительно выше требований к частным охранникам. ЧОП и ПТБ: различий много Для выделения понятий "защита" и "охрана" в самостоятельные категории предлагается рас- смотреть следующие основания для их различе- ния. Во-первых, защита и охрана выступают в каче- стве отдельных видов деятельности. Они реа- лизуются на основе свойственных им норм и нормативных правовых актов. Во-вторых, защита и охрана осуществляются определенным кругом субъектов, которые реа- лизуют предоставленные государством полно- мочия. Законодательно отсутствует запрет на одновременное оказание услуг по физической охране и физической защите объектов. В-третьих, защита и охрана имеют разные обла- сти применения. Для защиты первостепенным является жизнь и здоровье людей, защита от актов незаконного вмешательства – в основном от террористических угроз. Охрана же больше направлена на сбережение материальных цен- ностей. Очень часто можно встретить информа- цию, согласно которой и охрана, и защита направлены на предотвращение неблагопри- ятных последствий в отношении всего охраняе- мого (защищаемого) объекта. Возможно, имен- но это приводит к заблуждению, что охрана и защита являются идентичными понятиями. Возвращаясь к физической охране и физиче- ской защите на объектах транспорта, стоит под- черкнуть, что в последнее время к сотрудникам ПТБ предъявляется все больше требований как в плане физической подготовки, так и интеллек- туальной. Для того чтобы защищать объект транспортной инфраструктуры, каждому сотруднику требуется пройти теоретический курс повышения квалификации, после чего пройти в одном из специализированных учеб- ных центров аттестацию на знание теоретиче- ской, практической и тренажерной частей. Более того, сама работа сотрудника ПТБ и работника ЧОПа различается по эмоциональ- ной и физической нагрузке, ведь охранник ЧОПа может весь день просидеть на стуле, ни с кем не контактируя в течение рабочей смены. От этого и родился образ бездельника в тапоч- ках с кроссвордом в руках. При этом работа сотрудника ПТБ подразумевает постоянное общение с пассажирами (причем вежливое и корректное, несмотря на подчас грубость и хамство со стороны самих пассажиров), воз- можную эксплуатацию высокотехнологичного досмотрового оборудования типа интроскопов и металлодетекторов, а также работу "на ногах" в течение всей смены. Конечно, разница в требованиях к сотрудникам ЧОПа и ПТБ нередко справедливо отражается в различии уровня оплаты труда, но поскольку это не является правилом и некоторые работо- датели не считают нужным различать функцио- нал этих двух направлений, то не будем сильно акцентировать на этом внимание. Выводы и тезисы Всесторонне рассмотрев категории "защита" и "охрана", можно прийти к выводу, что путаница всегда возникает там, где нет четкого разгра- ничения понятий на законодательном уровне. Если говорить об общих понятиях "защита прав человека" и "охрана прав человека", то защита представляет собой вид деятельности, который осуществляется компетентными органами в при- нудительной форме, а также самостоятельно гражданами с целью восстановления их нару- шенных прав и свобод. Под охраной понимается вид деятельности, который осуществляется упол- номоченными субъектами с целью предупреж- дения и предотвращения условий, способствую- щих нарушению прав и свобод человека. Охраняются права и интересы постоянно, а защищаются только тогда, когда нарушаются. Защита есть момент охраны, одна из ее форм. Данные понятия не совпадают. Охрана – это установление общего правового режима, а защита – те меры, которые принимаются в случаях, когда гражданские права нарушены или оспорены. Однако в данной статье мы больше рассматри- вали вопросы соотношения физической защиты и физической охраны на примере транспорта, где уже реализуются правовые механизмы защи- ты объекта с привлечением аккредитованного ПТБ в составе аттестованных сил обеспечения транспортной безопасности, а также существуют контролирующие и надзорные органы, которые координируют и направляют такую работу. К сотрудникам ПТБ предъявляются достаточно высокие требования, а специфика деятельности далека от шаблонного представления о работе охранника. Основная задача сотрудника ПТБ – совершить алгоритм действий, направленный на макси- мальную защиту персонала объекта и пассажи- ров, предотвратить либо снизить ущерб разру- шения объекта или нарушения его правильного функционирования (не допустить прекращения транспортной функции). Если говорить утрированно, то сотрудника ПТБ не должны касаться вопросы общественного порядка (пьяницы и дебоширы) или хищение материальных ценностей, так как это больше относится к охране объекта. Однако для заказ- чика было бы накладно заключать договор с ЧОПом на охрану объекта и с ПТБ на защиту того же объекта. А так как привлечение ПТБ, в отличие от привлечения ЧОПа, является для субъектов транспортной инфраструктуры обя- зательным по закону и карается административ- ным наказанием в виде штрафа, то владельцы объектов транспорта просто заключают договор с аккредитованным ПТБ, возлагая в договоре на него обязанности и по защите объекта от актов незаконного вмешательства и охрану обще- ственного порядка и материальных ценностей. Спорить и рассуждать на эту тему можно сколь- ко угодно, всегда будет позиция заказчика, позиция исполнителя и позиция третьей сторо- ны, но имеем то, что имеем, и это следствие недостаточного нормативного регулирования данных вопросов, что, впрочем, является заде- лом для работы нашего и следующих поколе- ний. n www.secuteck.ru февраль – март 2024 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Ф изическая охрана в основном направлена на предотвращение неблаго- приятных последствий для материальных ценностей, которые находятся на объекте и могут являться привлекательной целью для нарушителя. Физи- ческая защита же, в свою очередь, направлена на предотвращение небла- гоприятных последствий для самого человека, защиту его жизни и здоровья

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw