Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2025
В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 124 Т ранспортная безопасность занимает особое место в общей системе безопасности нашей страны. За последние 15 лет данная отрасль смогла добиться существенного прогресса в своем развитии благодаря улучшению норма- тивной правовой базы, появлению профессио- нального обучения и аттестации, оснащению инженерно-техническими средствами. Несмотря на то что избежать некоторых терро- ристических атак на объектах транспорта не удалось, важно понимать, что принятые меры по антитеррористической защищенности имеют большую ценность и неоднократно предотвра- щали попытки актов незаконного вмешатель- ства (АНВ) в деятельность транспортного ком- плекса государства. Взгляд от прошлого к настоящему Отечественная история начала XXI века также насчитывает немалое количество совершенных террористических атак, поэтому начало вектора развития транспортной безопасности было совершенно оправданным и ожидаемым. Одним из первых шагов стало издание Указа Президента РФ от 15.02.2006 г. № 116 "О мерах по противодействию терроризму", благодаря которому в целях совершенствова- ния государственного управления в области противодействия терроризму был образован Национальный антитеррористический комитет и антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации. Мощный толчок развитию придало издание Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", определившего целями обеспечения транспортной безопасно- сти устойчивое и безопасное функционирова- ние транспортного комплекса, защиту интере- сов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. С данного нормативного акта начало формиро- ваться многофункциональное интегрированное направление деятельности, которое впослед- ствии Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 было закреплено в качестве важной составной части национальной безопасности Российской Федерации. Благодаря Федеральному закону № 16-ФЗ начала создаваться нормативная правовая база, стали развиваться профильные направления деятельности (специализированные и аттестую- щие организации, учебные центры), было ини- циировано оснащение объектов транспорта и транспортных средств инженерно-техниче- скими средствами обеспечения транспортной безопасности. Важно отметить, что обеспечение безопасности на воздушном транспорте в России больше не являлось абсолютным приоритетом, в отличие от подхода большинства стран в мире. Созда- ние системы безопасности на транспорте стало комплексным проектом. После подписания Указа Президента РФ от 31.03.2010 г. № 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте", который стал реакцией на тер- акты в Московском метрополитене, был разра- ботан комплекс мер по антитеррористической защищенности. В основу Комплексной програм- мы были заложены принципы и механизм реа- лизации Федерального закона № 16-ФЗ, опре- деляющего единый порядок построения систе- мы обеспечения транспортной безопасности в стране. Для достижения приоритетных целей разрабо- тан план мероприятий, которые вошли в Ком- плексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте. Основные положения программы: l оснащение объектов транспортной инфра- структуры инженерно-техническими сред- ствами обеспечения транспортной безопасно- сти; l приведение законодательства в соответствие современным задачам по обеспечению транс- портной безопасности; l создание сети учебных центров по подготовке специалистов в области транспортной без- опасности; l создание единой государственной информа- ционной системы обеспечения транспортной безопасности; l проведение информационно-разъяснитель- ной работы по вопросам безопасности насе- ления на транспорте; l защита от угроз техногенного и природного характера, информирование и оповещение населения; l предотвращение угроз криминального характера и организация оперативного реа- гирования подразделений полиции на транспорте; l разработка новых технических средств для обеспечения защищенности объектов транс- портной инфраструктуры от террористиче- ских актов; l создание и оснащение специализированных испытательных центров, лабораторий для сертификации таких технических средств. Направления транспортной безопасности Федеральный закон "О транспортной безопас- ности" определяет основные задачи обеспече- ния транспортной безопасности: 1. Нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопас- ности. 2. Определение угроз совершения АНВ. 3. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. 4. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры. 5. Разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности. 6. Разработка и реализация мер по обеспече- нию транспортной безопасности. 7. Подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности. 8. Осуществление федерального государствен- ного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности. 9. Информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспорт- ной безопасности. 10. Сертификация технических средств обес- печения транспортной безопасности. Исходя из этих сформированных задач, за последнее 15 лет сформировались основные направления деятельности, с участием органов исполнительной власти, контрольно-надзорных органов, учебных учреждений, транспортных предприятий и коммерческих структур. Выделим основные, уже сформированные, направления транспортной безопасности и определим их участников. Создание и регулирование нормативной базы В чем заключается: ни одна профессиональная область экономики не может существовать без нормативно-правовой базы. Это относится и к транспортной безопасности, которая начиная с 2007 г. расширяет нормативную базу, которая помогает интегрироваться со смежными направлениями экономики и направлена на устранение пробелов в законодательстве и юридических коллизий. февраль – март 2025 www.secuteck.ru Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности, магистр юриспруденции Реалии и перспективы транспортной безопасности Человеку для осознания ценности пройденного пути бывает крайне важно остано- виться, осознать сильные и слабые стороны текущей ситуации и грамотно оценить перспективы. Давайте вместе ненадолго остановимся, чтобы увидеть реалии такой мощной и развитой отрасли, как транспортная безопасность. Эта статья посвящена разбору проделанной за последние годы работы по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, развитию отрасли и ее институтов и раз- мышлениям о будущем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw