Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2025

В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 125 Основные участники: Министерство транспорта РФ является основным федеральным органом исполнительной власти, который отвечает за создание и регулирование нормативной базы, в свою очередь Минтранс привлекает подве- домственные Росжелдор, Росавтодор, Росмор- речфлот и Росавиацию для нормативно-право- вого регулирования по видам транспорта. Категорирование объектов транспорта В чем заключается: это процедура отнесения объекта транспортной инфраструктуры к опре- деленной категории с учетом степени угрозы совершения АНВ и его возможных последствий. Важно понимать, что любой транспорт (ж/д, автомобильный, воздушный, морской) имеет различные типологии объектов. Относить каж- дый тип объекта к категории транспортной без- опасности, чтобы потом реализовывать целый комплекс мер, просто экономически нецелесо- образно. Основные участники: категорирование осу- ществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности (Рос- желдор, Росавтодор, Росморречфлот и Роса- виация), в зависимости от вида транспорта. Категорирование проводится на основании све- дений и данных, получаемых от субъектов транспортной инфраструктуры (далее – СТИ). Проведение оценки уязвимости объектов транспорта В чем заключается: это определение степени защищенности объектов транспортной инфра- структуры от угроз совершения АНВ. Основные участники: оценку уязвимости прово- дят специализированные организации, которые проходят процедуру аккредитации для данного вида деятельности. Заказчиками данных работ являются все те же СТИ и перевозчики. Согла- сованием и утверждением занимаются Росжел- дор, Росавтодор, Росморречфлот и Росавиация по видам транспорта. Разработка и реализация планов мероприятий для объектов транспорта и паспортов безопасности для транспортных средств В чем заключается: после проведения оценки уязвимости и выявления потенциально слабых мест необходима разработка плана мероприя- тий для объекта транспорта (план обеспечения транспортной безопасности) или для транс- портных средств (паспорт обеспечения транс- портной безопасности), где будет отражаться алгоритм действий и мер по защите. Основные участники: планы и паспорта разра- батывают сами СТИ и перевозчики, согласова- нием и утверждением занимаются Росжелдор, Росавтодор, Росморречфлот и Росавиация. Государственный контроль (надзор) В чем заключается: предметом контроля (надзо- ра) является соблюдение СТИ перевозчиками, застройщиками объектов транспортной инфра- структуры, подразделениями транспортной без- опасности, учебными центрами, специализиро- ванными организациями, органами аттестации, аттестующими организациями и гражданами обязательных требований, установленных зако- нодательством Российской Федерации в обла- сти транспортной безопасности. Основные участники: осуществляется Ространс- надзором и его территориальными органами. Подготовка и аттестация сотрудников В чем заключается: определение текущей ква- лификации, знаний и умений работников орга- низации. Процедура помогает оценить соответ- ствие специалиста занимаемой должности, а также уровень профессиональной подготовки с дальнейшим присвоением квалификационного разряда. Основные участники: учебные центры, органы аттестации и аттестующие организации – в качестве стороны, которая оценивает умения и навыки. Работники СТИ и подразделений транс- портной безопасности – в качестве стороны, чьи умения и навыки оценивают. Сертификация технических средств В чем заключается: процесс удостоверения соответствия оборудования нормам, установ- ленным законом о техрегулировании, а также требованиям госстандартов и техрегламентов для продукции такого рода. Данный процесс был запущен в 2016 г. изданием постановления Правительства РФ от 26.09.2016 г. Основные участники: ФСБ России занимается сертификацией систем и средств досмотра, интеллектуального видеонаблюдения; МВД Рос- сии выдает сертификаты транспортной безопас- ности на системы и средства сигнализации, конт- роля доступа, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи; МЧС России контролирует техни- ческие средства оповещения; Минцифры России в лице Россвязи занимается средствами связи, приема и передачи информации; Минтранс Рос- сии курирует оценку соответствия систем сбора и обработки информации. Информационно-техническая поддержка В чем заключается: в связи со ст. 11 Федерально- го закона "О транспортной безопасности" была создана единая государственная информацион- ная система обеспечения транспортной безопас- ности (ЕГИС ОТБ), которая состоит в том числе из автоматизированных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств. Основные участники: ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" – государственное предприятие, специализирую- щееся на цифровизации и внедрении инноваций в транспортные отрасли, эксперт в области защи- ты информации и обеспечения транспортной безопасности. Обеспечение защиты объектов транспорта В чем заключается: ранее объекты транспорта, как и объекты всех других сфер, охраняли част- ные охранные предприятия, которые обеспечи- вали в первую очередь охрану материальных ценностей, находящихся на объекте. С развити- ем экономики и ростом угроз в отношении транспорта возникла потребность в обеспече- нии более качественной и специализированной безопасности, которая заключается не в охране, а в защите объектов транспорта от АНВ, что выражается в первую очередь в защите пасса- жиров и персонала, их жизни и здоровья. Основные участники: подразделения транс- портной безопасности, осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от АНВ (в том числе на основании договора с СТИ), подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в уста- новленном порядке юридические лица. Реалии транспортной безопасности Транспорт – важнейшая составляющая эконо- мики России. Транспортные коммуникации выступают необходимым условием территори- альной целостности страны, обеспечивают единство ее экономического пространства, а также ее внешнеэкономические связи в целях интеграции в глобальную экономическую систе- му. После краткого обзора основных и сформиро- ванных направлений отрасли транспортной безопасности становится очевидным, что за последние 15 лет сформировался самостоя- тельный обособленный пласт экономики, тесно затрагивающий вопросы безопасности и транс- порта. Этап формирования и становления данной отрасли завершен, наступает эра интенсифика- ции и более детального точечного развития вышеуказанных направлений. Несомненно, необходимы дальнейшие иссле- дования в области обеспечения транспортной безопасности. Прежде всего важно разработать эффективные механизмы ее обеспечения – организационные, политические, нормативно- правовые и экономические. Нуждается в реформировании система субъектов, которые осуществляют управление в сфере обеспечения транспортной безопасности. Несмотря на важность транспортной безопасно- сти и ее значение для национальной безопас- ности России в целом, а также на определенные предпринимаемые государством шаги по повы- шению эффективности ее обеспечения, до настоящего времени остается достаточное коли- чество неразрешенных проблем. На современном этапе следует рассматривать совершенствование законодательства в транс- портной сфере в качестве приоритетной задачи. Тем не менее сохраняются многие проблемы, влекущие снижение защищенности транспорт- ной сферы. Среди них: l отсутствие осознания государством необхо- димости использовать на всех видах транс- порта наиболее эффективные и современные технологии безопасности, руководствуясь при этом зарубежным опытом, и, как следствие, недостаточность финансирования данного направления; l отсутствие эффективного анализа соотноше- ния затрат и выгод от тех или иных процедур, реализуемых в целях обеспечения транспорт- ной безопасности. Перспективы транспортной безопасности Перспективы развития в области обеспечения транспортной безопасности сформулированы в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г.: формирование системы нормативных правовых актов во исполнение Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности". Интенсификация транспортной отрасли, эво- люционное развитие транспортных систем ста- вят новые задачи в вопросах транспортной безопасности. Чем более сложные системы создаются человечеством, увеличиваются ско- www.secuteck.ru февраль – март 2025

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw