Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2025
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 17 Техническая защита, в которую входит установ- ка систем обнаружения вторжений (СОи) для выявления попыток несанкционированного проникновения в информационные сети и системы управления, системы контроля и управления доступом в информационных системах, ограничение доступа к критически важным информационным ресурсам и систе- мам управления на основе ролей и полномо- чий, установка автоматических систем пожар- ной сигнализации и пожаротушения для свое- временного обнаружения и ликвидации пожа- ров, установка систем газового анализа для контроля за концентрацией опасных веществ в воздухе и предотвращения взрывов и отрав- лений, внедрение систем контроля технологи- ческих процессов для своевременного выявле- ния и предотвращения отклонений от нормаль- ных режимов работы оборудования. Организационные меры, включающие разра- ботку и утверждение планов безопасности, определяющих порядок действий персонала в различных чрезвычайных ситуациях, обуче- ние персонала действиям в чрезвычайных ситуациях, проведение регулярных проверок безопасности объекта для оценки эффективно- сти принимаемых мер защиты и выявления недостатков, внедрение системы управления рисками, включающей идентификацию, оценку и минимизацию рисков для безопасности объ- екта, организация взаимодействия с право- охранительными органами и спецслужбами для обмена информацией об угрозах и координа- ции действий в чрезвычайных ситуациях. – Кто и как контролирует выполнение тре- бований законодательства в этой части? – Контроль за выполнением требований зако- нодательства в области безопасности объектов ТЭК осуществляется различными органами государственной власти, в зависимости от типа объекта и сферы регулирования. Это Феде- ральная служба по экологическому, технологи- ческому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСб России), Министерство энергетики Рос- сийской Федерации (Минэнерго России), Федеральная служба по техническому и экс- портному контролю (ФСТЭК России), Феде- ральная служба войск национальной гвардии (Росгвардия России), Прокуратура Российской Федерации. Контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок, в ходе которых проверяется соответствие объекта требованиям законодательства, выполнение предписаний надзорных органов, наличие необходимой документации и подготовлен- ность персонала. По результатам проверок могут быть выданы предписания об устране- нии нарушений, наложены административные штрафы, а в случае серьезных нарушений – приостановлена деятельность объекта. – Какие организации могут привлекаться для обеспечения физической защиты объ- ектов ТЭК? – Для обеспечения физической защиты объ- ектов ТЭК могут привлекаться различные орга- низации, в зависимости от их компетенций, лицензий и поставленных задач. Основные категории организаций включают ведомствен- ную охрану, частные охранные организации (ЧОО), Федеральное государственное унитар- ное предприятие "Охрана" Федеральной служ- бы войск национальной гвардии Российской Федерации (ФГУП "Охрана" Росгвардии), вой- ска национальной гвардии Российской Федера- ции (Росгвардия) и специализированные орга- низации, занимающиеся установкой и обслу- живанием технических средств охраны, а также организации, оказывающие услуги по разра- ботке и внедрению систем безопасности. ведомственная охрана – это подразделения, созданные непосредственно предприятиями ТЭК для охраны своих объектов. ведомственная охрана обладает специальными полномочиями и правами, определенными законодательством, и часто используется для охраны ключевых и особо важных объектов. Частные охранные организации (ЧОО) являют- ся наиболее распространенным вариантом для обеспечения физической защиты объектов ТЭК. Они оказывают широкий спектр услуг, включая вооруженную и невооруженную охрану, орга- низацию пропускного режима, патрулирование территории, установку и обслуживание техни- ческих средств охраны и реагирование на тре- вожные сигналы. Деятельность ЧОО лицензиру- ется органами внутренних дел (МвД). Федеральное государственное унитарное пред- приятие "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (ФГУП "Охрана" Росгвардии) – организация, находящаяся в ведении Росгвардии, предостав- ляющая услуги по охране различных объектов, в том числе и объектов ТЭК, и обладает широ- кими полномочиями и опытом в обеспечении безопасности. в отдельных случаях, по решению Правитель- ства Российской Федерации или в соответствии с заключенными договорами, для охраны особо важных и стратегических объектов ТЭК могут привлекаться подразделения войск националь- ной гвардии Российской Федерации (Росгвар- дия). Специализированные организации, занимаю- щиеся установкой и обслуживанием техниче- ских средств охраны, не осуществляют физиче- скую охрану, но играют важную роль в обес- печении безопасности объектов ТЭК, занимаясь проектированием, монтажом и обслуживанием систем видеонаблюдения, сигнализации, конт- роля доступа и других технических средств охраны. Организации, оказывающие услуги по разработке и внедрению систем безопасности, проводят аудит безопасности объектов ТЭК, разрабатывают планы безопасности, внедряют системы управления рисками и оказывают кон- сультационные услуги в области безопасности. – Какие вопросы планируется обсудить на ближайшем Экспертном совете Госдумы по энергетике? – 13 февраля 2025 г. должно было состояться заседание секции по законодательному регули- рованию вопросов безопасности объектов топ- ливно-энергетического комплекса Экспертного совета Комитета Госдумы по энергетике на тему "Обращение и предоставление документации, содержащей сведения ограниченного доступа, в рамках проведения тендерных процедур", а также установления ответственности за рас- пространение такой информации. По определенным причинам заседание совета было перенесено на более позднюю дату, пока нет информации, на какую. Тема заседания – это проблема, которая была мною поднята для рассмотрения экспертами, на мой взгляд она достаточно серьезно влияет на уровень защи- щенности того или иного объекта. Федеральным законом от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ "О безопасности объектов топлив- но-энергетического комплекса" утверждены обязательные требования обеспечения безопас- ности объектов ТЭК (далее – Закон № 256). П. 6 ст. 8 Закона № 256 установлено, что информация, содержащаяся в паспортах без- опасности объектов ТЭК, является информаци- ей, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами. в свою очередь, в паспорте безопасности объ- екта ТЭК отражается следующая информация: l техническое оснащение объекта ТЭК ком- плексом инженерно-технических средств и техническими средствами охраны; l схемы размещения постов, пунктов управле- ния, критических элементов, технические характеристики объекта; l количественный состав охраны, необходимый для охраны объекта ТЭК; l оснащенность специальными средствами, средствами досмотра и вооружением; l инженерные заграждения и многое другое. в целях упреждения действий, способствующих совершению актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, на объ- ектах ТЭК, мною были изучены отдельные элек- тронные аукционы и конкурсы, вследствие чего были выявлены нарушения п. 6 ст. 8 Закона № 256, что, в свою очередь, может являться административным правонарушением, ответ- ственность за которое предусмотрена ст. 20.30 КОаП РФ, а при более тяжких последствиях предусмотрена и уголовная ответственность, в соответствии со ст. 217.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, в общем доступе на открытых тендерных площадках мною были выявлены большие массивы информации, содержащие в себе сведения ограниченного доступа. использование информации, разме- щенной в данной документации, может являть- ся способствующим фактором для совершения акта незаконного вмешательства, в том числе террористического акта, диверсионными разве- дывательными группами недружественных стран. Мною было направлено обращение в адрес председателя секции, и в настоящее время ведется работа по сбору предложений для решения данной проблемы. Надеюсь, что в скором времени получится обсудить этот вопрос и выработать меры по защите от данного вида угроз. n Беседовала Марина Бойко www.secuteck.ru февраль – март 2025 СПЕЦПРОЕКТ ЗащиТа ОбъЕКТОв ТЭК и КвО Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw