Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2025
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 18 В ооруженные конфликты в различных регио- нах мира локального и регионального мас- штабов, резкое увеличение в начале 2000-х гг. количества актов террористической направлен- ности в отношении промышленных и транс- портных объектов показали, что необходимо разрабатывать и внедрять специальные меры, направленные на обеспечение безопасности промышленных объектов, объектов топливно- энергетического комплекса (ТЭК) и транспорт- ной инфраструктуры (ОТи). На морском транспорте упомянутые проблемы приняли масштабы международного уровня, что привело к принятию Международной морской организацией (иМО) дополнений в Конвенцию по охране человеческой жизни на море (Глава XI-2 CОЛаС-74) и Международного кодекса по охране судов и портовых средств (МК ОСПС). Эти документы предусматривают меры (в основном организационного характера), обя- зательные к исполнению всеми странами – участниками иМО. инженерно-технические меры должны были разрабатываться и внед- ряться по стандартам государств-участников. При этом все требования МК ОСПС, Глава XI-2 CОЛаС-74, и МК ОСПС в основном имели целью противодействие только актам незакон- ного вмешательства (аНв) террористической направленности. аналогичных международных нормативных документов, определяющих меры по противодействию аНв в отношении объ- ектов промышленности и ТЭК, в настоящее время не имеется. ОТИ в составе объекта ТЭК в ведении аО "КТК-Р" находится нефтепровод "Тенгиз-Новороссийск" общей протяженностью 1 511 км. Конечными точками нефтепровода являются выносные причальные сооружения, расположенные на акватории морского порта Новороссийска, через которые производится перевалка нефти на морские танкеры. Нефте- провод имеет классическую структуру и включа- ет в себя линейную часть и узловые элементы. Одним из узловых элементов нефтепровода является объект "береговые сооружения" (бС), в границах которого размещается ОТи "Гавань вспомогательного флота" (ГвФ), который обес- печивает функционирование нефтепровода. ОТи ГвФ в своем составе имеет защитный мол с причалом (для обеспечения безопасной сто- янки судов и использования ОТи в качестве порта-убежища) и бункеровочный пункт (для обеспечения судов топливом). Таким образом, весь нефтепровод, являясь линейным объектом ТЭК, имеет в своем составе и ОТи. Обеспечение безопасности объектов ТЭК и ОТи законодательно регулируется двумя федераль- ными законами: Федеральным законом от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ "О безопасности объ- ектов топливно-энергетического комплекса" и Федеральным законом от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" соот- ветственно, а также требованиями постановле- ний Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 г. № 1638 и от 03.08.2024 г. № 1046 соответственно. Комплексы мер по обеспечению безопасности объектов ТЭК и ОТи по своей структуре имеют значительное сходство, прежде всего по переч- ню работ в рассматриваемой области: февраль – март 2025 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ЗащиТа ОбъЕКТОв ТЭК и КвО Евгений Малышев Начальник cлужбы транспортной безопасности АО "КТК-Р" Нефтепровод Тенгиз-Новороссийск О дним из узловых элементов нефтепровода является объект "Береговые сооружения", в границах которого размещается ОТИ "Гавань вспомогатель- ного флота", который обеспечивает функционирование нефтепровода. Обеспечение безопасности объектов морского транспорта и объектов ТЭК Законодательство Российской Федерации В данной статье рассмотрим особенности законодательного регулирования обес- печения безопасности объекта транспортной инфраструктуры, входящего в состав объекта ТЭК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw