Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2025
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 19 l оценка уязвимости объекта; l категорирование объекта; l определение соответствия принятых мер тре- бованиям безопасности; l разработка необходимых мер для приведе- ния системы безопасности объекта к необхо- димому уровню защищенности; l реализация разработанных мер обеспечения безопасности. Необходимо отметить, что последовательность выполнения указанных выше работ определе- на нормативно только для объектов ТЭК. Для ОТи такая последовательность нормативно не установлена, что является определенным недо- статком (о чем ниже).Особенности норматив- но-правовых документов по обеспечению без- опасности объектов ТЭК и ОТи в настоящей статье далее будут рассматриваться только в отношении нефтепроводов и ОТи морского транспорта. Категорирование Для объектов ТЭК установление категории про- изводится на основании оценки уязвимости комиссией, в состав которой входят представи- тели территориальных подразделений феде- ральных органов исполнительной власти (ФОив), установление категории ОТи – Феде- ральным агентством морского и речного транс- порта (Росморречфлотом) на основании исход- ных данных, предоставляемых юридическим лицом – оператором ОТи. Для объекта ТЭК установлены три категории: высокая, средняя и низкая, для ОТи – четыре: первая (наивысшая), вторая, третья и четвертая. Категория для объекта ТЭК устанавливается в ависимости от: l класса чрезвычайной ситуации, которая может иметь место при совершении аНв (постановление Правительства РФ от 21.05.2007 г. № 303 в ред. от 11.09.2024 г.); l возможного количества пострадавших (без- возвратные и санитарные потери); l материального ущерба. Категория ОТи устанавливается в зависимости от: l количества совершенных или предотвращен- ных аНв (на территории субъекта РФ); l количественных показателей социальных (безвозвратных и санитарных) потерь; l материального ущерба. При этом следует иметь в виду, что класс воз- можной ЧС при совершении аНв на объекте ТЭК в настоящее время определяется в соот- ветствии с методиками МЧС и Минэнерго России. Результаты расчетов возможных потерь и, соответственно, класс ЧС указы- ваются в акте категорирования объекта ТЭК, который рассматривается межведомственной комиссией и утверждается руководителем объекта ТЭК. Категорию ОТи определяет федеральное агентство транспорта, куда СТи представляет исходные данные (количество погибших или получивших вред здоровью, размер матери- ального ущерба). Учитывая, что методика определения количественных показателей до настоящего времени не разработана, их досто- верность проверить или подтвердить практи- чески невозможно. Проведение оценки уязвимости ОТи (второй этап работ по транспортной безопасности) рег- ламентировано двумя основными документа- ми: приказами Минтранса России от 01.11.2024 г. № 370 (порядок проведения ОУ) и от 23.07.2020 г. № 248 "Об утверждении отраслевых типовых норм времени на работы по проведению ОУ ОТи и ТС от аНв". П. 5.6 приказа № 248 впрямую указывает на обяза- тельность расчетов возможных последствий (нанесенного ущерба) экономического и соци- ального характера при реализации потенциаль- ных угроз аНв. исходя из этого, установление категории целе- сообразно производить по представленным результатам ОУ. При таком подходе решаются следующие вопросы: l сокращается время на реализацию полного цикла работ по Тб; l данные по возможным вероятным потерям (ущербу) являются наиболее достоверными; l исключается необходимость повторного кате- горирования ОТи, если по результатам ОУ вероятный ущерб отличается от исходных данных, поданных СТи. Реализация мер, указанных в паспорте безопасности и плане обеспечения транспортной безопасности Основным вопросом при реализации мер обес- печения безопасности являются сроки реализа- ции мер (организационного и технического характера). Сроки реализации мер по обеспечению без- опасности объекта ТЭК согласуются межведом- ственной комиссией и указываются в паспорте безопасности. Реализация упомянутых мер начинается с даты утверждения паспорта без- опасности. www.secuteck.ru февраль – март 2025 СПЕЦПРОЕКТ ЗащиТа ОбъЕКТОв ТЭК и КвО Реализация требований по безопасности объекта ТЭК и ОТИ (третья и четвертая категории ОТИ) Д ля объектов ТЭК установление категории производится на основа- нии оценки уязвимости комиссией, в состав которой входят представи- тели территориальных подразделений федеральных органов исполни- тельной власти.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw